Журнал «ТАМЫР» №29 ноябрь-декабрь 2011 г.

Павел Каторгин. Стихотворения

Две Вариации на Бесконечность

…жизнь за окном и жизнь в окне…

ночь осень вновь

и тишина и холод
пронзительно просты
пропитаны огнями шторы
дробь капель холостых

пастель тепла

а мысль в дреме нежной
птицею надежды
воро(ш~ж)а
ютится в мягкие края
где жизнь спонтанна
где душа свежа

столь ровен час

волненья крон пологи
тень собрана в витой узор
и крайности родны в итоге
как живопись и натюрморт

в уюте сна

пр(е~о)странно
спутаны сюжет
улыбка зеркала
и силуэт укутанный
как ангел
в теплые крыла

Ты увидишь однажды

Ты увидишь однажды, что я – это дождь,
что посланье мое ты не в силах прочесть.
Ты его не поймешь,
мою речь ты найдешь
неизвестной.

Ты заблудишься в планах, идеях, словах,
отвлечешься на стук, просто вздрогнешь
или мысли воспрянут.
..В пр(и~о)тертых мечтах
ты забудешься. Помни.

Ты приметишь кривые стежки на стекле,
слух захватит, гремя, подоконник.
Ты сочтешь: «Много шума
из ничего». Не совсем…
Хотя… Безусловно.

..Поборов небольшое стесненье в висках,
ты вздохнешь и слегка улыбнешься
и, едва неуместна, почти духота
с теплым «пусть»,
еле слышным, начнется.

Ты откроешь окно – я не стану врываться,
терзать шторы, прическу и блузку.
Только блик одной капли коснется запястья,
как духи растворясь
в твоем пульсе.

Эскизы сумерек и тишины

Эскизы сумерек и тишины
капризная палитра
впечатлят.
На пальцах будет тень
точно налет графита
и воздух
будет цвета хрусталя.

Салюты, на листву похожи,
костер свой шумно
разольют.
И улыбнется репортер-
прохожий
о времени (в) коротком [в]
интервью.

Заполнит эхо каблучков
весь звонкий мир.
(Е~и_)два различн(о~ы)[х,]
тихо шаркнут рукава
и ветер,
подойдя поправить грим,
добавит слой румян.

И осень собственный составит
аромат и диалог
букетом
будет освежен.
От фонарей-софитов заиграет взгляд
и если это – не кино,
то – телешоу.

ТВшоу

В Лабиринте Пространства

прохладно выпал

свежий свет
на ветви
хрупкие лучи
пронзают
взгляд и сердце
замирающе стучит

все скрыт(н)о

лишь немного тем
осталось
кто знает
к чему снег ведет
свой
танец в пустоте

блаженства

вдох спаси
наследный выдох
выход лицезрим
собрать дыхание
и теплый
вывод пестовать
в горсти

сплошная явь

нисходит хаос
свыше
треск глухой
хруст паузы
сподвижный лед
нагой

развер(з)нуто кругом

расписан не
ответ на окнах
и стена’х не истина
но разно-мерный
иней в полноте

страданья в дюнах

зренья обаянья
входят вплоть
до умопроясненья
д о с г о р а н ь (я~е)

п о р а п р е д о с т у д и’ т

т а м в в ы ш и н е о б ы ч н ы й с н е г
и с к р и т н а м
т а к с в е т л о
а в о з л е т и ш ь и н е т ч е г о
с р а в н и т ь

Письмена несвободы

Письмена несвободы – раздвоенный слог многоточий:
шелест в полдень; ..древесных теней неразборчивый почерк;
сквозь аллею ветвей грядет ветер – прохладный вельможа;
листопадом покрыта асфальта гусиная кожа.

Окон долгие взгляды; ..прохожих витрин лицедейство;
темперамент таверн по углам наущает: «согрейся»;
дрожь с ладони ютится в карман, ожидая приюта,
но внутри пустота теплоты и монет обоюдна.

Письмена несвободы – несдержанный слог обещаний,
словно песнь затянул Сатана – слов не сыщешь слащавей,
только визгом и лязгом машинным скрипит его голос,
еще шаг и отверзнутся швы разделительных полос.

Волнорез светофора кромсает поток перекрестка;
ослепительно с волн лобовых разлетаются блестки;
отуманена даль, и весь путь опьянит неизвестность,
но в безобразной мысленной тьме полыхает словесность.
Письмена несвободы – подернутый слог глубиною.
Вкруг листвы пестрота, точно риф на гряде новостроев.
В вышине, стая рыб эпос облачный живописует.
Воздух с ноткой земли носит хладный огонь поцелуя.

В небесах белоснежные нивы холмов акварельных,
хлопья сахарной ваты и ангельски нежные перья,
но внизу – латы крыш и грубей идут здешние игры –
череда водостоков свои снаряжает калибры.

Письмена несвободы – нап(ы~у)щенный слог восхвалений.
Целый мир поперхнулся пыльцою цементных растений.
Особняк-саквояж. Веки штор пленены кружевами,
ясно видно фальшивое дно, но чужими глазами.

Идет схватка за горло меж речью, дыханьем и кашлем,
а поверх – клеши радиоволн и напевов протяжность
ведут бой в тишине, как небесная гладь, густоокой.
Здесь немыслим побег за победой без личной подмоги.

Письмена несвободы – упущенных слог примечаний,
что в либретто Судьбы затаенны ее окончаньем.
В свете спелого дня ненасытные пляшут оттенки –
то, кружат маскарадом, ..сезона минутные сценки.

Новый гость – Запустенье манерно ласкает карнизы
без колечка цветка, без браслетика кошки капризной
и разлука, близка, холодит черный жемчуг скворечен.
Сон, влюбленный в мираж – безупречный союз в мире трещин.

Письмена несвободы – наскучивший слог убеждений,
с виду стройность стволов, но корней, в сути, хитросплетенья.
Полотно лабиринта. Чертам неподвластный орнамент.
Узам этих объятий не чужд и беспочвенный камень.

Все Творенье забылось в игре, размышленьи и битве.
Пожилые скульптуры ладони слагают в молитве,
но стремительно меркнет неслыханный отзвук ответа.
Глухо плещет, в закрытых зрачках, послевкусие света.

Фокус (в) бесконечности

Пейзаж печален,
призрачен, безречен.
Размыты планы,
но главным станет
дальний –
бесконечный.

И будет путь.

И плавный вдох,
со вкусом льда,
закружит мысли
и стопки отшумевших
листьев иско(нн~м)ый
беспорядок обретут

не раз, но навсегда.

..Сотрутся оттиски
подошвы,
быт. Мечты
по форме сердца
не пр(и~я)идутся.
И будет облик сброшен.

И не узнать себя и не забыть.

..Квартал-другой назад
был выбор сделан,
что не был дан:
пройтись.
И пусть изменит ритму
стрелок нервный тик –
так не пройти часам,

как не крути.

..На кистях древ
проступят вены
и силуэты дев
лишатся форм.

..В дебюте бесконечном,

одно(т)актном:
растенье – расст(ава~оя)нье –
распаденье – рас(с)творенье
в безудержном волненьи
луж и бытия.

..Да будет легким

гром оваций, груз букетов
и дождь торжественно,
под видом слез,
пройдет
с поклоном
неподатливых
волос

и памяти тождественной.

А Л Л Ю З И О Н

Очень поздняя осень.
Слова обличены’
в упругий пар.
Холодные огни,
невзрачен кадр
и нужен дубль.

Туман. Бездо(н~м)ный
ум. И образ сложен
в мозаику.
И если непреложно
горе от ума,
то счастье
от чего же?

Пряма и переносна речь
в сме(ш~щ)еньи стилей всех
горящих окон, но дельного урока
и корня «смех»,
как не вчитайся,
не извлечь.

Звон ударений:
«то-тут-то-там».
..Порхают рифмы
господ и дам,
но к голосам приникнув,
они покинут бал.

..Последний листопад.
Не(_)бе(с~з) разоблачень(е~я).
..Не милых, мнимых,
лишних отношений
исчерпан интерес.

..И заплутался взгляд,
слегка остынув.
Порезан палец
не о край листа,
но перекрестием ссылок,
и капля резкой крови
пленит уста.

Связь не ясна,
не явна, многовес(т)на
и мысль, прищурившись,
припоминает местность,
но все, что было пылью
дней, отныне грязь.

..В передней сна
открыто. Сдержан пыл,
подобрано унынье.
Суждения стройны,
а тени самобытны.

..По-настоящему
оплыли свечи
фонарей
и темнота сильна,
но в ней
довольно черт,
частей не спящих…
иносказуемых
и надлежащих.

Инверсион

Sobre la memoria
en versos

Я помню

поздний день
и ясный вечер,
словно сон,
где каждый миг
один в другом
навечно растворен.

Дул сладкий бриз.

Был нежный поцелуй
и разговор серьезный
ни о чем
предметном.
Тогда бессонный океан
сплетал узор
из верениц
распутанных моментов.

Потом я был один

среди картины
города родного.
Те мемуары,
что считал своими,
хоть ясно видел
вкрапленья почерка
чужого…

..Я почитал

закрытый космос
книг, в обличие
идей безлюдных,
бродя под сводами аллей
столь поэтичных,
столь уютных.

Но был один

бескрайне долгий
миг, как звон стекла
и м н е к а з а л о с ь, что разбит
фальшивый мир
на драгоценные осколки,
но память со(в~б)рала.