В преддверии международной научно-практической конференции
«Диалог культур тюркских народов: история и современность»
в рамках Года «Астана – культурная столица тюркского мира 2012», проходящей 3-6 мая 2012 г. в Алматы и Астане предлагаем со стороны Кыргызской Республики статью доктора исторических наук, профессора, проректора Ошского государственного юридического института Байболота Капаровича Абытова, со стороны Казахстана статью академика НА «Экология», кандидата философских наук Ауэзхана Кодара
Партогенез, становления и развития политических партий Кыргызстана условно можно разделить на следующие этапы:
1. Первые политические партии и их филиалы в Кыргызстане в нач. ХХ в. – 1905-1918 гг.
2. Однопартийная система, диктатура партии большевиков (коммунистов) -1918-1990 гг.
3. Политические партии суверенного Кыргызстана – 1990-1995 гг.
4. Развитие системы политических партий – 1995-2005 гг.
5. Политические партии независимого Кыргызстана после марта 2005 г.
В данном случае нас интересуют именно первый этап становления и разви¬тия партийной системы, который непосредственно связано с проблемой партогенеза Кыргызстана. Историко-партийный опыт прош¬лого показы¬вают, что первые за¬чат¬ки, органы политических партий на террито¬рии Кыргызстана, как и во всем Тур¬кестанском генерал-губернаторстве появились еще в годы буржуазно-демо¬крବти¬чес¬кой революции в Рос¬сии, 1905-1907 и 1917 гг. Однако, практика их деятельности свидетельствуют, что пер-вые партии, их местные органы, как и во мнгих окраи¬нах им¬пе¬рии, были далеки от воображаемого идеала о полити¬ческих партиях в клас¬си¬чес¬ком ее по¬ня¬тии. Формально сущес¬твовали ряд партий, их филиалы или местные органы, а фактически почти все из них по своим принци¬пам организации, про¬граммным целям и задачам, вну¬трен¬ней структуре, по виду дея¬тельности, а также по спосо¬бам работы мало отли¬чались от кружков и не¬фор-мальных клубов преды¬дущих лет россий¬ской дей¬стви¬тельности. Исторически обусловлено, что первые партийные организации на территории Кыргызстана появились после известных событий в России в начале ХХ века.
Практически первыми лас¬точками в этом плане были слабые, малочисленные и органи¬за¬ционно весьма не¬ус¬той¬чивые партийные организации. Первые парторга¬ны более или менее успеш¬но существо¬вали под флагом партии исламского толка «Шуро-и-Исламия», «Шу¬ро-и-Улема», «Иттифак» и т.д. Разумеется их основ¬ная цель было направлено на создание обще¬мусульманской республики в сос¬таве демо¬кратической России, однако они не устраивали по многим принципиально ва欬ным моментам тогдаш¬них власть иму¬щих в верхах.
В Средней Азии, в том числе и в Кыргызстане также существовали филиалы социалистических партий России – меньшевиков, в меньшей мере большеви¬ков, которые работали в объединенных социал-демократических партийных орга¬низациях. Между ними не было такого четкого политического разделения и идео¬логического противоборства, как это имело место в центре России.
Свою партийную сеть, на уровне групп имели эсеры – социалисты-револю¬цио¬неры, исповедовав¬шие идеи крестьян¬ско¬го социализма. Влияние этих партий на национальные массы было ничтожно малым.
Таким образом, к началу советской эпохи на территории Кыргызстана дёйство¬вали партии исламского толка «Шуро-и-Исламия», «Шу¬ро-и-Уле¬ма», «Иттифак», филиалы или местные органы социал-демократов — партий меньшевиков, большевиков, эсеров и др.
Классический образ политических партий, фактически, светский партогенез начи-нается с появления на историко-политической арене Кыргызстана филиала конституционно-демократической партии «Алаш», детища выдающихся политических деятелей казахского народа. Как известно, она была осно¬вана в 1905 г. предста¬ви¬телями казахской национальной интеллигенции, как вос¬точ¬ный филиал партии кадетов Российской империи, как национальный филиал. Однако, тесного поли¬ти¬ческого, партийного союза с русскими либералами у них не вышло, ибо в на¬цио¬нальном вопросе кадеты выступали с великодержавных позиций — за единую и неделимую Россию, а “алашовцы” боролись за предоставление всем “тюрꬬским народам” широкой национальной автономии во всех областях. Известно, что кон¬с¬ти¬туционно-демократическая партия «Алаш» выступала за демократи¬чес¬кую федеративную Россию с парламентской фор¬мой правления и имела боль-шое влияние в среде национальной интеллиген¬ции, не только казахов, но и кыргызов. Это была одной из первых партий национальных окраин Российской империи, которые выступали за националь¬ную автономию, за собственное нацио¬нальное государство, за свет-лое будущее своего народа. По своей природе ли¬деры партии «Алаш» были людьми высокого интеллекта, культуры, стойкими в своих убежде¬ниях, истин¬ными патриотами, активными политиками своего вре¬мени. Ими двигало идеи справедливости, пробуждения национального самосоз¬нания (Ойлан, казах!), дос¬тижения строительства собственной национальной госу¬дарственности каза¬хов. В этом нет сомнения.
В общих вопросах партия выступала с общих либеральных позиций, однако ее либерализм имел ряд местных специфических черт. Алашевцы не признавали частную собственность на землю, а в национальном вопросе находились под силь¬ным влиянием пантюркистов, добивавшихся объединения всех тюрков в одну автономию в составе российской федеративной республики. Организа¬цион¬но партия окончательно оформилась лишь после Февральской революции 1917 г., проведя до 1918 г. сразу три партийных съезда кряду. Под крылом кон¬сти¬ту¬цион¬но-демократической партии «Алаш» объединялись вся национальная интел¬ли¬ген¬ция Казахстана и Кыргызстана. В вышеуказанных трех съездах партии «Алаш» активное участите принимали и кыргызы А. Сыдыков, И. Арабаев, Д. Сооро쬬баев, Т. Худайбергенов и др. Их объединяло принципиальное несогла¬сие с политикой русского правительства, многих политических партий России, не¬нависть к царизму из-за откровенного нежелания царского режима пойти на ус¬тупки ин¬тересам нацио¬наль¬ного равноправия и национального развития местных на¬родов.
Итак, в том же 1917 г. на территории Кыргызстана возникл кыргызский филиал консти¬туционно-демократической пар¬тии «Алаш» под руководством националь¬ного лидера Абды¬керима Сыдыкова, который сумел объеди¬нить наиболее пере¬до¬вую часть кыргыз-ской интеллигенции, патриотов нашего народа. Возглавляя кыр¬гызский филиал партии «Алаш» Абыдкерим Сыдыков, привлек на свою сто¬рону такие фигуры в среде кыргызской интеллигенции как, Ишеналы Ара¬баев, Касым Тыныстанов, Иманалы Айдарбеков, Найзабек Тулин, Таш Худай¬бергенов, Сейдахмат Чукин, впоследствии они стали его ближайшими сподвижниками.
Кстати, Ишеналы Арабаев был близкий другом, идейным сподвижником, на¬деж¬ной опорой Ахмета Байтурсынова – лидера партии, члена Госдумы. Более то¬го, по утверждению нашего из¬вест¬ного историка З. Курманова именно ему в 1913-1918 гг. алашовцы доверили ре¬дак¬тировать газету «Казах». Заметим, что в 1910-1913 гг. по инициативе А. Байтурсынова, М. Сералина, А. Букейхана, Е. Бурина соз¬давались собственно казахские газеты и журналы «Айкап», «Казах», «Казах¬стан» Это означает, что он, И. Арабаев намного раньше, чем другие, в том числе и А. Сыдыков, был актив¬ным членом партии, пропагандистом идеи «Алаша».
Исходя из вышесказанного, опираясь на многочисленные факты, а также отда¬вая дол-жное братскому казахскому народу, мы бы хотели сказать, что партия «Алаш» не только партия казахов, это партия и кыргызов. Следовательно, мы считаем это на¬цио¬нальной казахско-кыргызской партией. Разумеется первенство сохраняется за патриотами казахского народа. Ибо почти все идеи лидеров «Ала¬ша» по сути, были поддержаны, приняты на воору¬же¬ние и к действию нашими ала¬шов¬цами. Да, кыргызские последователи «Алаша» не сумели в 1918 г. создать свое нацио¬нальное госу¬дарство, но достаточно успешно эту идею они осуществи¬ли в 1922 г., когда выступили с идеей образования Кыргызской Горной Авто-ном¬ной Области, кото¬рый был провозглашен на «Первом историческом подго-товительном съезде тру¬дя¬щихся масс кара-киргиз¬ского народа по обра¬зо¬ва¬нию Горной области в составе Туркрес¬пуб¬ли¬ки в присут¬ствии предста¬ви¬телей национальных мень-шинств данной территории», учредительным съез¬дом от 4 июня 1922 г. в Пишпеке. К сожалению, хоть образование Кыргызской Горной об¬ласти и было объявлено, однако прямым указанием тогдаш¬него Наркомнаца И. Стали¬на ее деятельность была приостановлена до националь¬но-территориаль¬ного раз¬ме¬же¬вания. Этот историко-политический факт показывает, что идея создания са¬мос¬тоятельной го¬су¬дарственности выдви¬нули близкие друзья, сподвижники ли¬деров партии «Алаша» в Кыргызстане.
Особо отметим, что имена кыргызских алашовцев, также как и казахских лиде¬ры в годы советской власти были предаваны забве¬нию, обвинялись во всех грехах: буржуазном национализме, двурушничестве, пан¬тюркизме, к которым они вовсе не были причастны. Комму¬нистическая идео¬логия, огромная машина коммунистической диктатуры сумели создать их образ как ярых противников советской власти, «националистов выступающих против советов», «реакционно-буржуазных деятелей» и пр. Многие из них в разгаре крас-ного террора, в годы массовых репрессий стали жертвой той системы, в кото¬ром они жили. Это следующие лидеры и организаторы филиала партии «Алаш» в Кыргызстане:
А. Сыдыков – национальный лидер кыргызов, инициатор создания кыргыз¬ского филиала партии «Алаш» и Кыргыз¬ской Горной Автономной области, триж¬ды исключенный из партии большевиков и трижды восстановлен, 10 февраля 1938 г. постановлением тройки НКВД А. Сыдыков по обвинению в принад¬леж¬ности СТП приговорен к расстрелу.
И. Арабаев – кыргызский просветитель, активный член партии «Алаш», редак¬тор газеты «Казах» (1913-1918 гг.), один из инициаторов создания Кыргыз¬ской Гор¬ной Автономной области человек, который стоял у истоков кыр¬¬гызской пись¬менности и первого букваря для детей, член «тридцатки». В июне 1933 г. арес¬то¬ван по обвинению в принад¬леж¬ности СТП и в том же году погиб в тюрьме.
И. Айдарбеков – член кыргызского филиала партии «Алаш, партии левых эсе¬ров, председатель Ревкома ККАО – первый «президент» советского Кыргызстана, Наркомюст и Главсуд республики, член «три䬬цат¬ки». 4 сентября 1937 г. арес¬то¬ван и расстрелян 5 ноября 1938 г.
К. Тыныстанов – один из основателей кыргызского филиала партии «Алаш», затем член партии большевиков, просветитель, первый красный профессор, один из создателей кыргызкого алфавита, первой газеты кыргызов «Эркин – Тоо», расстрелян 5 ноября 1938 г. по обвинению в причастности к СТП.
Таш Худай¬бергенов – основатель партии «Шуро-и-Исламия», впоследствии один из активных деятелей, основателей кыргызского филиала партии «Алаш» и союза «Букара», сподвижник А. Сыдыкова, активный член «тридцатки», кавалер ордена Красного Знамени, активный участник создания Кыргыз¬ской Гор¬ной Ав¬то¬ном¬ной области, Наркомюстиции, Прокурор Кыргызской АССР, арестован в 1931 г. и умер в 1957 г.
С. Чукин — активный член кыргызского филиала партии «Алаш», состоял и в пар-тии левых эсеров, сподвижник А. Сыдыкова, глава Кредсельхоз ККАО, член «трид¬цатки», озужден в 1934 г, был репрессирован, и только в 50-х гг. реаби¬литирован в гражданском отношении. И только в годы независимости мы могли говорить о них, изучить их деятельность, реабилитировать их в политическом от¬но¬шении, широко пропагандировать их идеи, стремления к созданию независи¬мой, самостоятельной национальной государственности кыргызов. Во многом их идея воплотилась в жизнь только за последние 18 лет суверенитета и незави¬си¬мости нашей республики.
К сожалению, у нас в республике до сих пор еще нет крупных исследований, пос-вященных многопартийной проблема¬тике. В годы советской власти нам внушали, что в Средней Азии, в т.ч. и в Кыргызстане, до революции не было никаких политических партий. А если какие-то моменты признавали не больше¬вист¬ских партий, то они одно-значно признавались враждебными совет¬скому строю и народу. Кстати, советская историография тщательно скрывала, что мно¬гие небольшевистские политические партии Туркестана восторженно встретили Октябрьский вооруженный переворот и искренне намеревались сотрудничать с со¬ветской властью. Лишь разгон Ко¬канд¬ской автономии, в создании которой учас¬твовали представители многих на¬цио¬наль¬ных партий окончательно развеял их иллюзии. Специального изучения удостоилась лишь партия Туркестанских ле¬вых эсеров.
Первые объективные попытки анализа деятельности дореволюционных полити-ческих партий в Кыргызстане были предприняты лишь после обретения государ¬ственной независимости. Именно в годы независимости восторжествовало спра¬вед¬ливость, и восстановлены честное имена выдающихся патриотов наших наро¬дов. В этом отношении, надо признать, сегодняшний казахский народ, правитель¬ство и президент Казахстана Н. Назарбаев сделало очень многое для того, чтобы восстановить истину, опороченное честное имя лидеров партии «Алаш». Свиде¬тель¬ством тому является те общегосударственные мероприятия, историко-поли¬ти¬ческие события, научно-практические конференции проводимые в Казахстане за последний год. Полагаю, тем самым нынешняя Республика Казахстан, руко¬вод¬ство страны, ученые, политики и молодежь отдают дань уважения своим выдающимся политическим деятелям в начале ХХ века. Ибо в те далекие годы имен¬но они единым фронтом выступили за нацио¬наль¬ную, независимую государ¬ственность казахов. Их идея воплотилась в жизнь только с распадом бывшего Союза ССР.