Павел Каторгин. Из цикла «СИАМ»…

о (нечто круглое) на двух языках (30.08.2010 9:49)

1 — Н А Я З Ы К Е П Р О З Ы [дуодекафония]

(Ваш голос) [серия]
Ни буква, ни цифра, ни звук,
это должно быть условие, умонастроение…

(Голос актера)
Это монокль с аристократичным прищуром
космополита или его пращура, в нем братание слов
и четвертованье рисунка.

(Голос с помехами)
Это одна из дырочек древней телефонной трубки,
сквозь которую празднословные философы в бигудях
описывают объективность реальности.
Это ее субъективность.

(Истеричный шепот)
Это покачивается пружина
из надорванного воображения.

Это обручальное кольцо,
нежно одетое здравостью смысла
на возлюбленный пальчик
сумашествия.

(Голос влюбленный в самого себя)
Похожей фишкой Леонардо да
Фибоначчи коротал перерывы.
Этот образ искал Мауриц
Пенроуз, воспевая углы.
Через эту незримую прореху мирозданья
Иосиф Шнитке, за чашкой остывшего чая,
беседовал с Иоганном Бахом,
обращаясь на Вы.

(Искренний голос)
Таким видится глобус Целановой географии.
Помню, как я ей научился. Это было на выходе из парка 28ми,
где вместо проспекта Ленина был Бишкекский университет.

А улица Рачатеви привела к Стрелке,
где мерный поток Ульбы поглощает Иртыш.

Над Великой Иравади высится Божественный Тхат Луанг.

(Голос пост-модерн-пост-мортем-нью-эйдж)
Ты видишь это опережая себя на шаг.
Шунья и Авидья начинаются после скорости света,
на их границе, поправляя прическу,
пожми руку Седому Эйнштейну.
Но будь осторожен с Законом, есть риск,
быть оштрафованным за превышение.

(Голос мыслей)
В этом туннеле тишины
ты удосужишься сочинить любовь
или хотя бы привязанность.
Дерзай! Не оставляй попытки
постичь смысл жизни, смерти,
горизонта, неба, листвы.
Отвлекись от главного,
чтобы найти в бытие
его мимолетность, стремительность,
те, что каждый трепетно взращивает сам
из этого зерна, которого нет.

(Ваш голос)
Н А В Е Р Н О С Т Ь

2 — Н А Я З Ы К Е П О Э З И И [Рондо]

Это змеи глодают друг друга
начав с головы.
Это пламя листвы,
что роящейся стаей
взмывает из праха
на голые ветви.
Это требует жертвы
ненасытный птенец Пустоты.

Это плач голубого заката
над тенью равнины.
Это жар стаи птиц в белизне
над ранимою нивой.
Это отблеск извне,
что всяк может представить,
раз уж ум не иссяк.
Ум разрушь!

Это дар, это ноша, что путник
не в силах поднять;
Это слово «люболь», его суть
должен каждый понять;
Это след на песчаном ковре,
что мир может принять;
Это сделанный шаг на себя,
чтобы позже пенять.

Это общий исток рек, имен,
вдохновений, дорог.
Сколопендра во сне.
В горле ком
или кость поперек. Это отблеск.
Извне что ты можешь представить,
раз уж ум не иссяк?
Ум разрушь!

Это нолики дыр мирозданья,
истертого играми:
салки ночи и дня на стоп-кадре,
прятки с погибелью,
хоровод идеалов, чертей
чехарда с серафимами,
это кон эмбриона с природой
в крестики-игрики.

Это обод крадущихся трещин
в янтарной тиши,
Медальон циферблата свободный
от тьмы величин,
Это брешь в синеве,
чтоб (в н)ее испокон пустославить.
Это отблеск.
Извне, что ты можешь? Представить,
раз уж ум не иссяк:
«Ум, разрушь!»

Литографии Змей 09.02.2011 22:33

1.

Час ночи. Прохлада Сансары.
Окна книга. Все тысячи глав.
Их шум схож с шипением Змея
в Экарнавы безмерных водах.

2.

Часть дня. Сезон Мыслей
и пыльных дождей. ..Немало
помех, но раскрыл, будто зонт,
капюшон свой, змей
над Нирваною Бхагавана.

3.

Участь смерти. Наг в храме.
Узоры, кальпы мелькают во сне.
Мир не зыбнет в дыму,
то лишь калька на взоре
и лень страждать о лампе
во вселенской во тьме.

4.

честь жизни немая история
забывания приходящего яд
сластит в капле света
текущего бездна былого
не более чем чешуя
в горсти

* * *
Литографии Змей. Комментарии и иллюстрации

Вертикаль:
Час ночи – символизирует бога Брахму, созидательный аспект бытия в индуизме, в буддизме соответствует понятию «рождение».
Часть дня – символизирует бога Вишну, поддерживающий аспект бытия в индуизме, в буддизме соответствует понятию «старение».
Участь смерти – символизирует бога Шиву, разрушительный аспект бытия в индуизме, в буддизме соответствует понятию «смерть».
честь жизни – Бытие во всех аспектах.

Горизонталь (по строфам)

1. Строфа индуизма

Змей описанный в первой литографии – это Ананда Шеша – царь всех нагов. Он плавает в молочном океане – Экарнава и служит Вишну – поддержателю Вселенной, который отдыхает на его кольцах. Брахма – творец Вселенной, родился из лотоса, который вырос из пупа Виншу.

2. Строфа буддизма

Змей изображенный на второй литографии – это Мукалинда – Нагарадж – Король нагов.
После просветления, когда принц Сидхартха Готама стал Буддой он долго медитировал, чтобы сформулировать закон Дхаммы. И чтобы уберечь Будду от сильной бури, Мукалинда обвил и защитил капюшоном.

3. Строфа синтеза

Змей, упомянутый в третьей литографии – это наг — неотъемлемое украшение буддистских храмов.

Кальпа – в индуизме – это период времени длинною в один день Брахмы, состоящий из 1000 махаюг. Махаюга – это период из четырех юг (Сатья-юга – 1 728 000 лет, Трета-юга — 1 296 000 лет, Двапара-юга — 864 000 лет, Кали-Юга – 432 000. Одна кальпа – длиться 4 320 000 000 лет.
В буддизме понятие кальпы несколько другое. Махакальпа состоит из четырех кальп (вивартакальпа, вивартастхаикальпа, самвартакальпа, самвартастхаикальпа). Каждая из кальп, в свою очередь, состоит из двадцати антаракальп.
Антара-кальпа – это период, который проходит с момента, когда средняя продолжительность жизни человека составляет 10 лет, до момента, когда срок жизни составляет 80 000 лет, а затем обратно до 10 лет.
Метафора о лампе часто фигурирует в индуистских текстах — тьма не рассеется, если говорить о лампе.
4. Строфа катарсиса

Четвертая строфа в комментариях не нуждается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *