- Мировые мифологические универсалии, отраженные в тюркской мифологии
Рассуждая о цикле «Дорога к степному знанию» в целом, обратимся к мнению У.К. Абишевой, оценившей его в рецензии о сборнике «Зов Бытия» (2006): «Особенно удачен, на мой взгляд, цикл «Дорога к степному знанию» – заметный и важный в книге «Зов бытия». Он не только открывает новые темы в сборнике, но и очерчивает в поэзии А.А. Кодара другую, очень прочную, художественную линию. Цикл контрастно оттеняет лирические вещи. Он передает пульсацию исторического времени, его ритмы. Автора в нем отличает влюбленность в поэзию мысли, в философскую уединенность и художественная раскованность. Это цикл, навеянный степными ветрами и ковыльными травами, отдающий полынным привкусом во рту. В нем видишь безграничность степи, ширь ее просторов, высоту ее неба, слышишь шум ветра, ржание коней, топот копыт и дождь стрел. Уникальность его в том, что окунаешься в безбрежный и захватывающий мир мифологических персонажей и мифов от Древнего Египта до шаманского Востока. Когда еще не состоялось формирование и становление кочевых племен в единый народ. Это стихи о времени, когда составной частью древней религии Степи были попеременно митраизм, зороастризм, шаманство, а ее народ поклонялся тотемным божествам, духам Земли, Воды, Неба. Это глубоко интеллектуальные вещи. В них – философское осмысление истории Степи, судеб ее народа. Лирическими сюжетами цикла становятся взволнованный монолог древнего тюрка («Я был с Тенгри, где мой Тенгри, мой высокий бог?»), дума о Чингисхане («Памяти Чингисхана. Гора Бурхан халдун покрыта хвойной чащей»), полное горечи размышление великого мудреца из Семея («Монолог Абая»)» [1].
Мы хронологически разделили цикл на домонгольский и послемонгольский периоды, так как автор обращается к разным периодам развития культуры и мысли в степи и по-своему интерпретирует их. В домонгольском периоде нас ждут древние мировые мифологические образы: Гор, Будда, Осирис, Гильгамеш, Йима, Коркут и Митра.
Стихотворение «Коркуту» и «Митре» открывают цикл «Дорога к степному знанию» неслучайно. Расположение данных стихотворений концептуально продумано А.А. Кодаром. Через образ Коркута автор проводит большие универсальные мифологические аналогии с другими древнейшими мировыми мифологическими системами, а образ Митры — древнеиранского бога Истины, Справедливости, Договора помогает А.А. Кодару возвести Туран к Ирану, показав рудименты иранской культуры, которые еще не полностью растворились в подсознании казахского народа.