Журнал «ТАМЫР», №47, 2018 год., Журнал Тамыр

Досмухамед Кшибеков, Балтабек Умирьяев. ОТ ИСТОКОВ К ГРЯДУЩЕМУ БУДУЩЕМУ

Возрождение духовного наследия казахского народа невозможно без знания его глубокой истории. Но целая эпоха, связанная с Чингисханом и чингизидами, оказалась малоизученной. Так, наша история оказалась с прерванной преемственностью поколений. Проект «Новое гуманитарное знание» предусматривает объективные сведения о нашей истории, культуре, о нашем языке, и через них модернизировать быт и сознание общества.

Тысячелетия обитали тюрки на просторах Евразии, перемешиваясь с другими народами. И значительный след в судьбе нашего народа оставил Чингисхан. В этой статье авторы пытаются обратить внимание официальной науки на необходимость исследований малоизученных вопросов этногенеза и генезиса языка народов Центральной Азии средневековья, на неизбежность развития в стране чингисоведения. Мы искусственно отсекаем часть своей истории, отдав ее неизвестному народу, находившемуся на другой, более низкой ступени развития. Эта половинчатая история народа, усеченная и без преемственности, и не может волновать все общество. Каковы были взаимоотношения тюркских племен? Эти и другие вопросы настоятельно требуют изучения. Целью этой статьи является побудить ученых начать исследования этой эпохи, и развивать официальной историографии новое направление обществоведения – чингисоведение.  

Монголы – собирательное название сотен племен тюрко-тунгусского, тюрко-ханьского и тюркского происхождений XI – XX веков. Некоторая их часть объединена в этноним монгол в ХХ веке. Этимология термина «монгол» до сих пор не выяснена. Термин возник как собирательное название племен, объединенных в воинство, а в последующую эпоху в XVII-XX веках начал складываться современный монгольский язык. А термин «тунгус» означает удлиненные ночи на языке тюрков; это самоназвание северных племен Сибири алтайского происхождения. Но этноним монгол является экзонаименованием, он возник по внешним признакам кочевников, занимавшихся скотоводством. Термин «монгол» привнесен писарями канцелярии, как социальное наименование воинства кочевников в короткий исторический период их развития. Для этнонима не успели сложиться культурные, социальные и исторические условия; уже в следующем поколении произошло разделение империи на четыре части.

Закрепившись в источниках, он и вызывает различные споры в обществе; монголы имеют свыше семи сотен племенных наименований, но нет одноименного племени вокруг, которого происходила концентрация, и образовался государствообразующий народ. Единственным, близко созвучным, является термин «манхол», который на языке тюрков означает «я воин». Как он появился, сведений не имеется, а истреблен он был за два столетия до Чингисхана, отмечают китайские источники. Очевидно, в знак героического их прошлого, многие народы именовали себя собирательно манхолами, в их числе тюрко-тунгусские племена. Но все народы сохраняли свои названия, это сакральный символ кочевников, который ни одно даже маленькое племя, ни за что не променяет, каким бы мужественным он не был, каким бы героическим его прошлое не являлось.

В историографии зачастую происходит явление выдвижения малоизвестного этноса, вершителем судеб других народов. Так, произошло с монголами, не имевшими опыта государственного строительства, находившимися в тени тюрков, и не задумывавшихся, что историография со временем поднимет их на небывалую высоту. До сих пор нет ясного представления об их предках, а имеющиеся сведения о них восходят не далее, как к прадеду Чингисхана, Хабул хану. Монголы ХХ века совершенно не ожидали, что им преподнесут такой сюрприз через многие столетия. Только благодаря интересам самодержавия возник искусственный этноним монгол, это экзонаименование оно буквально преподнесло им в ХХ веке.

Тогда и выдвигает историография такую личность, о которой потом слагаются легенды и мифы. Эту личность для монголов придумало самодержавие, но из древнего тюрка, носителя тюрко-тохарской билингвы с некоторым содержанием тунгусизмов. А последующим поколениям исследователей становится трудно отличить истину от вымысла, потому что нарративных источников по эпохе становится все больше. Они страдают тенденциозностью в освещении, потому что это миф политических систем является надуманным. Такая литература не может являться источником для исследований. Ни одного источника в подлиннике по эпохе Чингисхана не существует. Это способствовало созданию мифов, и они продолжаются множиться. Таким, во многом и являлся Чингисхан, незаурядная личность, объединившая разрозненные племена тюрков и тюркотунгусов ХIII века, и потрясшая Евразию. Источники Китая перетранскрибировали всю тюркскую терминологию под звучание своих иероглифов. А как определить истину, если предлагаются несколько вариантов, притом противоречивых. Тем не менее, китайские документы по эпохе Чингисхана представляют важную источниковедческую литературу.

В этих условиях незаменимым документом является язык народа, самый надежный и проверенный временем источник. А он свидетельствует, что так именуемый монгольский язык, складывался в XVII-XVIII веках, это ответвление древних тюрков Алтая. Язык Чингисхана имеет распространение среди многочисленных племен майманов, но, как полагают ученые, они являются и монголами, и тюрками. Как это могло произойти? Два племени майманов одного народа стали носителями разных языков. Оказывается, может, если политическая целесообразность берет верх над диалектикой развития природы.

Казахи всегда считали своим предком Чингисхана, они ведут свою генеалогию от самого Потрясателя, свято почитают традиции культуры народа. Но уже столетие, как в их сознание внедряется «монгольский» полководец. За это время многие в обществе уверовали в «монгола» Чингисхана; «вирус» манкуртизма поразил некоторую его часть, прививкой для которого является только истина о прошлом народа. У монголов такой устной традиции учета генеалогии не существовало, а все почитание предков они забывали в Долине смерти, где находили приют непогребенные их тела.

Причиной превращения носителей древнетюркского языка в не существовавших монголов явилась имперская политика России. Она замешана на евроцентризме и тюркофобии, потому что тюрки являлись самой грозной силой и не только в Азии, а и в Западной Европе. Это им было хорошо известно из архивов античной эпохи. Это явилось причиной отдаления Чингисхана от тюрков. В борьбу за главенство на землях Восточной Азии со странами Европы и Японии подключилось самодержавие в своих геополитических интересах. На восточных землях шла к разложению Маньчжурская империя. Но грянувшая русско-японская война надолго отключила Россию из этой политической игры, и ее позиции ослабли. Необходимо было наверстывать упущенное за эти годы. После Второй мировой войны ситуация изменилась: независимовую Внутреннюю Монголию пришлось уступить Китаю. Выбыла из «игры» Япония, но суть имперской политики не изменилась.

В передел сферы своих интересов включился Китай. А Внешняя Монголия начала проводить зависимую от России политику. Взгляните на карту, прокитайская Монголия окаймляет современную Монголию. Их объединение намечено в перспективе. Так, возник «монгольский» колосс архитекторами новой геополитики в регионе. Но Китай уже далеко не тот, что был при Мао, и свою политику направил на развитие экономики, и не спеша ассимилирует 500 тысяч племен древнетюркского происхождения Алтая. А Внешняя Монголия стремится к национальному единству, взяв за основу великие свершения «монгола» Чингисхана. В обеих странах высоки темпы экономического роста. Тюрки в очередной раз явились заложниками «большой игры» Запада.

Язык кочевников эпохи Чингисхана являлся древнетюркским, среди них были и племена тюрко-тунгусского происхождения, которые, находясь в плену у тюрков жалаиров, адаптировались к их родственному языку. Жалаиры являлись носителями билингвы тюрков с элементами языка тохаров. Все тюрки являлись носителями этой билингвы. Оставшиеся после распада империи Чингисхана и изгнания из Китая в меньшинстве, они подверглись влиянию языка тунгусов (эвенков), буддизма и имперской политики маньчжуров. Изучая неизвестную для широкой общественности летопись «Шара туджи» XVII века, автор заключает, что произведение является древнетюркским с отдельными элементами языка тохаров. Тохары древний народ, растворившийся среди тюрков и персов. И это являлось поводом для превращения его в монгольскую летопись. Типичными носителями тюрко-тохарской билингвы являются уйгуры Тохаристана. И неслучайно, что они являлись в близких отношениях с Чингисханом, и преданно служили ему в дальнейшем. Войска уйгуров в полном составе примкнули к нему, и с первых лет участвовали во всех его походах.

Об этнической принадлежности внуков Чингисхана отмечает армянская и византийская хроника. Все среднеазиатские тюркоязычные народы относили к тохарам. Киракос Гандзакеци пишет, что «сперва царь Армении Гетум отправил своего брата Смбата, который являлся его полководцем с подарками к Гуюк хану, и тот с честью возвратился с грамотой о признании». Армянский царевич Хейтон несколько позже пишет, что царь Гетум характеризует его тохарцем. Не может быть такого, чтобы главенствовавшие монголы за такое короткое время превратились в тохаров. Следовательно, в речи чингизидов сильно выделялись тохаризмы, тюрко-персидская билингва. А ведь они знали язык или, по крайней мере, разбирались в речи, являясь образованными людьми, располагавшими огромным архивом в Матенадаране, где хранились древние рукописи многих стран. И исторически армяне находились в тесных связях с Ираном. Они уловили фарсизмы в речах чингизидов.

Другой византийский писатель Георгий Пахимер изображает картину жизни кочевников. Он отмечает суровый образ жизни кочевников, довольствующихся малым, взаимопомощи и любви к общине, многоженстве; от этого их быстрое размножение народа и изобилие во всем необходимом. Он описал быт кочевников, их кухню, любовь к охоте, утоление голода кровью животных. Но важность сведений византийца заключаются в том, что он неоднократно упоминает о тохарах: «Тохарцы не стыдились к ветхим одеждам пришивать старые заплаты, когда бы настала необходимость. Получая от женщины и копье, и седло, и одежду, и самую жизнь, тохарец без всяких хлопот, тотчас готов был к битве с врагами». Средневековый писатель описывает черты характера, свойственные кочевникам тюркам: верность данному слову, правдивость в делах. Указывает на прямоту сердца и свободный дух, нетерпимость ко лжи. «Вообще народ тохарский понимать следует тюркский, примечание автора, отличается простотой и общительностью, быстр и тверд на войне, самодоволен в жизни, невзыскателен и беспечен относительно средств содержания».

В подтверждение того, что язык Чингисхана содержал элементы тохаризмов билингвы тюрко-персидского языка, приводит Санан Сетчен, профессор Белградского университета, этнический ойрат. При провозглашении Чингисхана каганом он произнес речь: «Я хочу, чтобы этот народ биде, проявлявший глубочайшую верность до достижения моих стремлений, именовался Кеке монги ол, т.е. Неба вечного потомки». Переводчики неверно трактовали смысл этого слова, отожествляя его с китайским термином «бэй-ди», которым они называли в древности всех монголов, обитавших севернее Великой Китайской стены. «Биде» является термином языка тохаров, ассимилировавшихся среди тюрков и персов, означает «неустанно», «неутомимо». Внебрачным потомкам баягута Малика, поддерживавших его на протяжении длительного времени, он выражает свою благодарность. Чингисхан имел в виду племя ниру, прозвание, которым именовали борежигитов. Ниру опять на языке тохаров означает «полурод», потому что родоначальник Бодончар являлся внебрачным ребенком. Произнесенное полководцем «биде» является частью его речи, т.е. является качественным определением, а не именем народа. В лингвистике именуют импликацией. К примеру, биватан, биахл, бишара имеют распространение, как среди тюрков, так и персов. А нируны и борежигиты нарицательные имена, которые после провозглашения Чингисхана перестали упоминаться.

Произведение «Шара туджи» пытались омонголить по заданию большевиков, но ничего из этого не вышло. Автор пришел к выводу, что современный монгольский язык сформировался только к XVIII веку. До конца XIX века на него свое воздействие продолжали оказывать политика маньчжурских правителей и книжный язык буддизма. Затем в регионе последовали многократные реформы царизма по извращению языка уже тюркомонголов (тюркотунгусов), с которым перемешались тюрки после изгнания их из Китая. Не сумев омонголить древнетюркский текст летописи «Шара туджи», ученые монголоведы его не используют, но считают монгольским, хотя не понимают язык текста произведения. Это не помешало им солгать в переводе тюркского названия летописи «Главные корононосители». Так, появилась «Желтая история» монголов. «Шар» это «сар», означает главный на персидском языке. А «туджи», «таджи» общетюркский термин, означает корона, принадлежит языку тохаров.

Язык «чистых» тунгусов и в наше время содержит 9%-10 % тюркизмов. А в современном монгольском языке встречаются элементы персидского языка. Откуда они появились? Вместе с тохарами, которые растворились среди носителей тюрко-тунгусской билингвы. А отечественным ученым следует переводить на казахский язык не подделки самодержавия и последующих ученых монголоведов, а текст летописи билингвы тюрков «Шара туджи». Это важнейший исторический документ, требующий пристального изучения тюркологов, способный изобличить всех псевдоученых о монгольском происхождении Чингисхана и последующих после него династий. Но язык Чингисхана не исчез, на нем общаются многочисленные племена майманов (найманов). Обитают они на Алтае, но по языку ученые причислили одних к тюркам, а других к монголам. В историографии все встанет на место, если к прошлому народов подходить без политических пристрастий, а изучая язык тюрков и родственных им народов.

В этот период учеными самодержавия и была создана монгольская группа языков. Эта акция преследовала политические цели. Своими корнями она восходит в Алтай, и представляла собой язык древнего ответвления тюрков. А чтобы они не чувствовали себя в одиночестве к ним включили язык тунгусов, в прошлом чжурчжэней и маньчжуров, племен тюрков найманов, жалаиров, кереитов, барласов, татаров, уйгуров, тувинцев, многочисленных племен тюркоязычных бурятов. Задали задачу ученые самодержавия последующим поколениям, что до сих пор не получила окончательную классификацию язык монгольской и тюркской групп. Поиск все еще продолжается тюркизированных монголов и омонголенных тюрков. А в какую группу включить язык народов, содержащих до 30% китаицизмов? Искать их вовсе не нужно, язык Чингисхана имел распространение до середины XIX столетия; с незначительными диахроническими и стилистическими изменениями он сохранился в шести письмах Кенесары Касымова, направленных царскому правительству. Они опубликованы в 1996 году в Сборнике документов освободительного движения. Пять прошедших столетий не подействовали на него, потому что, в отличие от искусственно созданного монгольского языка, он развивался естественным эволюционным путем. Это тот же язык, который отражен на печати Гуюк хана. Он и являлся наречием шагатайского языка, на котором общался Чингисхан.

Все это произошло при активном содействии большевиков, преследовавшем свои политические интересы в регионе. Вмешательство маньчжуров и самодержавия прервало естественный ход развития тюрко-тунгусской билингвы, а большевики разделили его на разные группы. В этом никакой надобности и не было, все должно происходить естественным эволюционным путем. Но они являются родственными, несмотря на 10 проведенных реформ. Старомонгольский язык, отмечают лингвисты Монголии, имеет большее родство со староказахским языком, нежели современный монгольский с языком Чингисхана. Это мнения истинных ученых, которые не переводились во все времена, а монгольский язык синтезирован в интересах размежевания родственных народов. За всем этим кроется политическая подоплека, а какая именно? Только политика, с языками можно было разобраться за годы независимого Казахстана, и никаких препятствий для этого не существует.

Самодержавию необходимо было расколоть единство тюрков, чтобы затем безраздельно хозяйничать в Азии, потому что с колониальным захватом дальних земель оно запоздало, застряв на Кавказе, в Казахстане и Средней Азии. Язык эпохи Чингисхана XIII века и есть древнетюркский, с элементами тохаризмов и тунгусизмов. А, потерпев поражение, 11 предков Чингисхана легко адаптировались к тюркскому языку жалаиров. И это демонстрирует летопись «Шара туджи». Следовательно, летопись «Чингис кагана худжаур» и текст печати Гуюк хана XIII века принадлежат языку тюрков. Требуется всего лишь политическая воля и «монгольский вопрос» получит окончательное решение, потому что язык летописи представляет в основном тюрко-тохарскую билингву. Ныне это тюрко-персидский язык большинства тюркских народов. Политической воли как раз и не хватает ученым, потому что прочные позиции занимают прежние «научные школы».

Так, каким образом Чингисхан в XII веке родился монголом, если не существовал такой язык? Авторитетное издание БСЭ утверждает, что монгольский язык формировался уже после распада империи, в XIV-XVI веках. Следовательно, существовали монголы, а языка еще не было; монголы номинация социальная и политическая, а не этническая. Уйгурская письменность тюрков была ликвидирована маньчжурами, и регион перешел на их иероглифику, свое воздействие оказал и буддизм. Были проведены несколько реформ письменности с целью разделения тюрко-тунгусских племен. В этот период истории ученые России классифицировали язык кочевых племен тюрко-тунгусов, эвенков и родственных им народов, обширного региона на две языковые группы. Снабжали регион панмонгольской литературой в своих геополитических интересах. В нацию монголы были оформлены после изгнания китайцев в XX веке. Этимология термина «монгол» принадлежит языку тюрков; происходит из словосочетания «ман хол» и означает «я воин». В таком виде он сохранился в китайских летописях. Следовательно, «монголы» эпохи Чингисхана являлись тюрками.

После курултая 1206 года государственность была объявлена «Улуг хаммаги манхол», в переводе с языка тюрков название означало «Великие все воины». Такое название обосновано образом жизни кочевников, в котором все мужчины являлись воинами. Каким образом предки монголов, разводившие оленей и свиней, не ведавшие секрет получения железа, вдруг оказались отменными воинами? Навыки конного воина вырабатываются столетиями. Тем не менее, Запад поверил в столь сказочную эволюцию. А канцелярия кагана, использовавшая согдийскую письменность тюрков, трансформировала термин «манхол» в форму «монгол», потому что их диалект и наречия племен большинства кочевников отличались региональным оканьем. В таком искаженном из тюркского выражения «ман хол» виде, термин «монгол» получил распространение в источниках. Термин «маңхол» у тюрков Центральной Азии артикулируется назально фонемой Ң, звуком носового тембра, а в Средней Азии в фонетической системе народов ее нет. А некоторые народы и без Н, т.е. могол. Таковы особенности формирования их фонемологии. Закрепившись в документах, термины «монгол» и «могол» получили широкое распространение, а Чингисхан на это и не обращал внимания, для него важнее было единство воинского братства.

Ни один источник эпохи Чингисхана его этническую принадлежность к монголам не возводит. Династия являлась внебрачной, происходившей от прислужника Малика, тюркского племени баргут (баргуз, байыргы). Малик является антропонимом тюрко-арабским. Возглавлял ее Бодончар, у тюрков его имя означает «зависимый хозяйственник». Вероятно, он находился в услужении у династии ханов, так как являлся внебрачным ребенком вдовствовавшей ханши Алуа Хауа. В монгольской транскрипции Алан Гоо, это имя библейской Евы у тюрков. Родоначальниками Чингисхана являлись древние тюрки; так, откуда могли взяться монголы? Выходит, что Сокровенное сказание монголов является мифом ученых России, созданным в интересах ее политики. А внебрачные дети у кочевников являлись изгоями общества, и три брата в народе получили прозвище нирун (полурод). Потому они со своими подданными самоназвались борежигитами (волкоподобными жигитами), умеющими бороться за наследственные права с династиями тюркских ханов – кият. Именовались они и двойным именем кият-борежигитами; кият – это патрилинейное династийное сословие ханов Тюркского каганата.

Но в народе до становления каганом Чингисхана имело распространение прозвание «нирун», потому что их не признавали законными наследниками. В переводе буквально половинчатый род. Беком этого племени и являлся отец Чингисхана, Есугей. А борьба закончилась спустя 11 поколений, пока к власти не пришел Чингисхан, потому что у тюрков ведется устная генеалогии предков. У монголов таких традиций не существует. Все почитание своих предков они оставляют в Долине смерти, куда относят тела усопших, не предавая земле. В последующем у чингизидов оно нигде не упоминается, потому что именовать потомков кагана прозвищем никто бы и не посмел. Потому генеалогия Чингисхана в Сокровенном сказании мифологизирована, и возводится к божественному лунному свету. Нирун-манхолы составляли гвардию ханов и отборные войска, которые первыми вступали в сражения с противником. Манхолы известны из китайских анналов, это древнетюркские воины, социальное самоназвание бесстрашных гвардейцев. Эта социальная прослойка имелась во всех армиях мира, ее заимствовал Чингисхан при образовании государственности. Заимствование у древних тюрков производили все народы, и именовали на своем языке туры, сарбазы, гулямы, мамлюки, хазары, арриеры, уннигарды, гвардия, гаудеры, турм. Именовали гвардию в эпоху Чингисхана черными татарами не по социальному признаку, а отличающимися тураноидными антропологическими признаками и смуглостью кожи лица темноватой окраски. Такой расовый тип тюрков имеет широкое распространение и в наше время.

В обширном регионе Азии имели распространение на восточной половине тюрко-тунгусская билингва, а на западной – тюрко-тохарская билингва. Потому кочевники этой эпохи легко приспосабливались и к персидскому языку. Тюрко-тунгусы Восточной Азии способствовали образованию монголоидных признаков у туранцев. В Казахстане этот процесс начался в III веке до н.э. с миграцией гуннов. В самой Монголии Чингисхан оставил 6 туменов, а Джучи были приданы 4 тумена, они легко адаптировались среди родственных племен казахов, подобное произошло и в Узбекистане. Древние тюрки Шагатая легко освоили наречия родственных народов Средней Азии. Но этногенезом кочевников и генезисов их языка ученые занимались недостаточно. Но в этот процесс естественного развития языка вмешалось самодержавие, создав искусственный этноним монгол, из алтайского тюрко-тунгусского симбиоза племен.

Самодержавие прекрасно знало о родоплеменном происхождении Чингисхана (баргут, байыргы, баргузии) еще в XVIII веке. Поэтому, начав колонизацию Сибири, оно начало изгонять этот народ из своих земель, как можно дальше, за пределы Прибайкалья, чтобы не повторился рецидив Чингисхана. Начались кровопролитные войны с пришельцами за земли, продолжавшиеся длительное время. Об этом и повествуют народные эпосы бурятского народа. Народ не смог сохранить свою целостность, поэтому родоплеменные объединения баргутов, байыргы и баргузиев вынуждены были мигрировать на территории других народов, и оказались в современной России, Монголии, Китае и Казахстане. Такая имперская политика соответствовала курсу в этих странах, а плоды сегодня пожинают монголы и ханьцы. А генеалогия Чингисхана известна, она в 1941 году была обнародована Сергеем Козиным. Китаевед на основании китайских источников возводит ее к племени баягудай. Китайцы не произносят фонемы Р и Ы, поэтому остается предполагать, что Потрясатель принадлежал к баргутам, байыргы, баргузам. Для окончательного установления этнической принадлежности Чингисхана необходимы генетические исследования.

Главенствующим субэтносом в этом регионе являлись тюрки. Десять реформ буддизма, маньчжуров, самодержавия и внедрение кириллицы были направлены на то, чтобы отдалить носителей тюрко-тунгусской билингвы, от тюркского генеалогического древа. И это в определенной мере им удалось. Так, и произошло в Монголии после ликвидации тюркской письменности Чингисхана; и в Казахстане преследовалась эта же цель. Язык находится в динамике, развивается и эволюционирует вместе с носителем, народом. И, конечно, монголы, и тюрки со временем в языках приобрели большие расхождения. Современные монголы происходят от древних тюрков Алтая, и это – бесспорно. Но ученые Монголии придерживаются пока взглядов самодержавия, потому что Чингисхан окажется тогда нелегитимизированным монголом.

Территория, на которой располагались монголоязычные племена, представляла сферу политических интересов царской России, Маньчжурии, Японии и Китая; определенную заинтересованность проявлял к этим землям европейский капитал. 1 декабря 1911 года халхасские князья и ламы провозгласили независимость от династии маньчжуров. Под руководством самодержавия была создана 20-и тысячная армия для освобождения от китайской зависимости Внутренней Монголии. В эту кампанию включились и ученые самодержавия, передавшие монгольской интеллигенции свой политизированный опус Сокровенное сказание монголов. Монголов, как даже собирательного этнонима до 1926 года не существовало, а различные нарративные сказания о правителях халхасы начали писать с XVII века. Дальнейшая судьба монголоязычных народов была очень сложной, и «подогревалась» панмонгольской пропагандой, которую «научно» готовили ученые самодержавия.

Сегодня научная общественность Монголии свои истоки возводит к гуннам, к их государственности «Тулгар төр», просуществовавшей до I века н.э. Но этимология названия государственности восходит к языку тюрков; «тұлға» – личность. А «тулгар» является формой множественного числа; «гар» представляет также флексию принадлежности к профессии. Перевод у тюрков буквально означает «престолонаследники», и являлось социальным названием династии тюркских правителей. Выходит, что и гунны, и предки монголов являлись тюркоязычными племенами. Проведенные реформы языка монголов ввели сдвоенные гласные, многочисленные африкаты, значительно увеличили количество шипящих и свистящих фонем с целью отдалить родственный тюркам древнетюркский язык, язык племен тюрко-тунгусов. Эти «реформы» возымели свое действие: сегодня монголам и тюркам для общения требуются переводчики.

Крупный филолог Монголии Б.Базылхан многие годы занимался изучением тюрко-монгольских языковых связей, издал различные словари и учебники для монголов и казахов. Изучая диахронию и синхронию грамматических форм в аспекте разных этапов развития языка монголов, ученый доказал единные корни происхождения языка монголов и казахов. Из 3500 общеупотребительных слов, сохранившими грамматические и морфологические формы он привел 1500 терминов; идентичными оказались – 43%. Для любого, даже необразованного человека, является очевидным родство этих языков. А для глоттохронолога определить время расхождения их предков не составляет особого труда. В V-VI веках у монголов и казахов был один предок. На определении общего предка и следует заниматься нашим ученым. Диссертация хранится в архиве АН Казахстана, и любой ученый с ней может ознакомиться.

Количественно выявить «чистых» монголов и в последующую эпоху невозможно. Но общая численность всех племен кочевников составляла около 500 тысяч человек перед вторжением в Среднюю Азию. Это соотношение, по мнению Жан Поль Ру, являлось «семь тюрков на одного монгола». В процентном отношении выглядит следующим образом. Одна часть составляет 100%:8=12,5%. А доля тюркоязычных народов 12,5%х7=87,5%. По данным глоттохронологии – 88%. Удивительно, но предположение Жан Поль Ру в языковом отношении соответствуют глоттохронологическим расчетам автора. Из 361 народа эпохи Шынгысхана по расчетам Ж.П.Ру выходит, что в лексике 46 этносов преобладали тунгусизмы, а у 315 – тюркизмы. Поиски монголов эпохи Шынгысхана являются бессмысленным занятием, потому как их создала политическая историография из древнетюркских племен через семь веков.

Именуемые ныне монголами, народы образовались в результате дифференциации и денатурализации племен древних тюрков Шынгысхана и Кубылая, притока бегствовавших в таежные леса племен недобитых чжурчжэней, расселения племен эвенков, древних тюрков, собирательных маньчжуров на огромной территории, от Дальнего Востока до Западного Китая, смешения некоторых народов и влияния заимствований сино-тибетизмов и буддизма.

В подтверждение приведем еще одно высказывание этого французского востоковеда – почетного директора центра научных исследований: «Ни в Монголии, ни в Сибири сосуществование рас тюркской и монгольской никогда не имело места, и что всегда существовала только одна раса, тюркская, и что название «монгол» есть измышление. Народы, коих нынче именуют монголами, в древности так не назывались, а данное название было придумано после того, как их время уже минуло». Следовательно, «монгольской никогда не имело места» означает, что народа с именем монгол, идентифицирующегося своим языком не существовало.

Современное общество с трудом выходит из глубокого монгольского коматозного состояния, в котором оно находилось целое столетие. Чрезвычайно живучим оказывается монгольским синдром. А все оказывается просто: ученый мир к языку тюрков не обращался, этногенез кочевников не исследовал, основные китайские источники в различных интерпретациях авторов переводов. По ним и работали синологи России, по нарративным источникам, а первоисточников не существует. Самосознание общества в стране меняется только благодаря новой волне исследователей; официальные историки еще не определились, а ожидают политического решения. Ни один западный исследователь-чингисхановед языком тюрков не владел, а свои исследования они строили на нарративных летописях китайцев. А как можно изучать эпоху не зная языка?

Таким образом, по созвучию термины «манхол», «могол», «монги ол» окающая согдийская письменность создала монголов, сама того не ведая. Это созвучие подхватили ученые самодержавия. И древнетюркское произведение «Чингис кагана худжаур» с выжимками китайцев, большевиков, а позже монгол с многочисленными интерпретациями переводчиков рассматривали как монгольское. Но ученые в своих исследованиях к нему не обращаются. Потому как «не в коня корм», мало проку от этого для исследователя. Нас уверяют, что летопись написана князем халхасцев, но «халык» опять же тюркизм. Вот до чего доводит ученого незнание языка и политический ангажемент.

Предки Чингисхана племени борежигит (самоназвание волкоподобные жигиты) после поражения оказались в плену у жалаиров. Людской ресурс имел огромное значение в условиях скотоводческой экономики. Плен означал у кочевников не рабство, а дробление воинственной части и передачи их в династии, потому что росло хозяйство, и перманентные войны за право владения землями не прекращались. Из пленников составлялись отборные войска, назывались арриер, в переводе у тюрков «достойные воины». Они принимали участие во всех войнах, первыми начинали сражения. Все войско принимало участие в облавной охоте – ау, это генеральная репетиция перед сражением. А Чингисхан на начальном этапе своей деятельности был наделен чжурчжэнями титулом «жаукури», в переводе у тюрков «истребитель врагов».

Покоренные народы Кавказа облагались налогом «Мал и тагар», в переводе у тюрков налог скотиной и подковами. Временная администрация на Руси возглавлялась баскаками, в переводе буквально «голову смахнуть». Баскак одновременно и прокурор, и судья, но главная его обязанность контроль над налоговыми поступлениями. Этих слов в монгольском языке не существует. Стало быть, завоевания производили не монголы, а тюрки. Если воины разговаривали на языке тюрков, знаковые для самосознания термины в источниках тюркского происхождения, следовательно, они и являлись тюрками, а не монголами. Язык эпохи народов является самым достоверным документом тюркоязычности Чингисхана; он сам говорит за себя, его комментировать нет надобности, как исторические документы монголов и китайцев. Какие еще нужны доказательства о главенстве тюрков?

Источники сообщают, что предками монгол являлось племя мэнва, мэнгу, мохо, но эти названия морфологически ничего общего не имеют с термином «монгол». Ученые даже не определились в транскрипциях. Как быстро могла произойти трансформация термина? Подобное происходит столетиями. Их хозяйственный уклад был ориентирован на оленеводство и свиноводство, и уничтожено это племя за два столетия до становления Чингисхана. Как возродилось это племя, сумело размножиться, как оно быстро эволюционировало, и перешло в другую стадию развития? Об этом никто из научных светил не сообщает, потому что такое невозможно проделать за короткое время. Следовательно, это был другой народ: тюрки. Самодержавие создало даже научный центр для изучения этого «феномена» в Казани. Но когда чиновники царизма поняли, что десятилетия изучали прошлое тюрков, то его пришлось закрыть по настоянию главного блюстителя, цензора Мусина-Пушкина. Тогда и был создан другой центр на дальневосточных землях.

Но и там оказались тюрки. Тогда царизм приступил к искусственному созданию монголоязычного бурятского народа и фальсификациям. С этой целью многочисленные тунгусские племена были включены в состав нового бурятского народа, а языком общения сделали тунгусский язык дальневосточных земель. Почему начали с бурятов? Потому что монголы еще находились в пределах их недосягаемости. К ним приступили после изгнания китайцев. Язык народа, как известно, при определенных условиях можно «потерять» и за три поколения. Это наглядно демонстрирует «старомонгольский» язык и обрусевшие жители городов Казахстана. Ученые самодержавия в конце XIX века создали монгольскую группу языков, включив в него и тюркоязычные племена бурятов. А уже позже, в 1958 году, и вовсе отняли его имя бурят-монгол, присовокупив его к халхинам через дефис. Так, стараниями самодержавия исчезли тюркоязычные буряты, которые во многом повлияли на судьбу Евразии в эпоху Чингисхана, и монголы оказались творцами истории средневековья.

Истинные ученые не переводились и в сталинские годы. Наглядное подтверждение находим в попытках омонголивания тюркского эпоса «Шара туджи». Весь научный мир был одурачен искусственно созданным монгольским мифом. Племена, которые не знали, с какой стороны подойти к лошади, не ведали железа, хлеба, элементарного мыла, не меняли нижнее белье, не приветствовали человека за руку, вдруг создали армию, способную покорить другие развитые страны, находившиеся на другой ступени развития. А самое главное они не имели опыта государственного строительства. Это противоречит диалектике развития человечества, но она подождет, а политическая целесообразность ждать не может. Воины XII века принадлежали к древним тюркам, носителям шагатайского языка и племенам тюрко-тунгусской билингвы Алтая. Так, кто же на самом деле монголы? Ответ лежит на поверхности. Не было монголов в эпоху Чингисхана. Это искусственное образование различных племен тюрко-тунгусской билингвы ХХ века, политоним, социальное собирательное название древних тюркских воинов, образовавшееся из созвучного слова «манхол».

Вкратце остановимся на некоторых документах и Сокровенном сказании монголов, основном опусе, характеризующем эпоху как «столп культуры и словесности» монгольского народа. Оригинала произведения не существует, он составлен из отдельных листков любителей истории Китая русскими учеными в пропагандистских целях, и передан нараставшему революционному движению. Сохранилась летопись 1240 года «Чингис кагана худжаур», но только после после многократных переработок китайцев. Автор названный брат самого Чингисхана. Фрагментарно Сокровенное сказание из него и состоит. Выжимки из него в виде рукописных рулонов имели широкое хождение среди любителей истории. Со временем они были утеряны, а многочисленные смысловые толкования трех вариантов сохранились у коллекционеров. Один экземпляр собрал П.Кафаров, он и являлся первым его автором.

В 1920 году опубликована «Секретная история династии Юань». Автор синолог Б.Панкратов перевод производил непосредсвенно с «Чингис кагана худжаур», для чего ему пришлось восстановить уже монгольский текст «Секретной истории монголов». В нем три параллельных текста представлены китайским иероглифическим письмом, одновременно имеется подстрочный перевод на китайский язык монгольских слов. И, наконец, третья запись, надлежащий перевод на китайский язык монгольского текста. «Худжаур» в переводе означает на языке тюрков владения, у монголов нет такого слова. Если после переработок китайцев, источник сохранил тюркизм «худжаур», то по логике он и должен являться произведением тюрков. Б.Панкратов переводил и Шара туджи, но он не удовлетворял требованиям и от него вынуждены были отказаться. Предложили перевести Н.Шастиной, но известный монголовед совестью ученого не стала поступаться, и попытка омонголить тюркское произведение провалилась. Все усилия российских ученых были направлены на то, чтобы искусственно создать мифических монголов.

Переводы в разных вариантах проделывались намеренно, они открывали широкое поле деятельности для интерпретаций. Но тем не менее, и в китайских, и в монгольских источниках значительное содержание имеют тюркизмы, ведь написаны они на древнетюркском языке, которые не удалось полностью искоренить. Не случайно Кремль дважды запрещал казахам заниматься изучение наследия Чингисхана, потому что вскроется ложь о монголах в эпоху его времени. А судилище над историком Е.Бекмахановым вынудило большую часть отечественной интеллигенции «с головой зарыться в песок». Летопись «Чингис кагана худжаур» намеренно пытались омонголить в политических интересах большевиков еще раз уже после китайцев, вычистили из него тюркизмы, и передали нараставшему панмонгольскому революционному движению. Над ним и работали монгольские ученые, подгоняя текст уже под современный язык. Первое научное издание в Европе транслитерацией и переводом Сокровенного сказания, подготовленное Э.Хэниш, вышло в Лейпциге в 1937 году. Последующие европейские издания, включая русские, в значительной мере опирались на его труд.

В 1941 году перевод осуществлен С.Козиным, он и возвел генеалогию Чингисхана к тюркам баягудай, а в 1949 году вышло издание П.Пеллио. Китайцы не выговаривают фонему «Р», артикулируют через «Я». В этом ничего удивительного нет, это явление характерно для некоторых народов. Полный перевод на английский язык выполнен Ф.В.Кливз в 1982 году. Как видно из историографии вопроса, авторы языком тюрков не владели; наука обращалась к эпохе Чингисхана только в ХIХ веке, а Сокровенное сказание каждый ученый составлял на свой лад и до конца ХХ века. Легковерная научная общественность Запада не разобралась в этногенезе кочевников и в их языках, и, легко поддавшись на уловку, оказалась обманутой нарративными источниками китайцев и монгол. Полностью неизвестными оказались авторы и даты этих написанных нарратусов. Как видно из историографии вопроса, этноним монгол «высосали из пальца» политическая система самодержавия, а китайцы лишь подхватили его еще раз во второй половине ХХ века, разумеется, в политических интересах. Благодаря такой политике Китай в двое расширил свою территорию в самые трудные для него годы.

Но несмотря на это, основной источник сохранил многочисленные тюркизмы, их и невозможно искоренить. Потому что предки монголов принадлежат к племенам эвенков и древним тунгусам, выходцам Алтая в лексике которых значительный пласт занимают тюркизмы. Это более древнее ответвление тюрков. Этот эпос нельзя рассматривать даже как этнографический материал, в этом «перле народной мудрости» имеются нестыковки в поколениях главных героев эпоса, разночтения в некоторых эпизодах, неимоверно искажены этнонимы и антропонимы тюрков, вычищены из источника их топонимы. Таким образом, весь просвещенный мир оказался обманутым по политическим соображениям самодержавия. Одним словом, омонголивание Чингисхана «шито белыми нитками» самодержавия, который стремился перекроить карту хотя бы на суше в Азии. С завоеваниями на других континентах Российская империя отстала по причине ее слабого флота, да и главенство в мировом океане принадлежало европейцам, которые не позволили бы ей вмешаться в передел земель других народов. А ученому миру будет стыдно, что он так легко уверовал в монгольский миф. Первый шаг уже сделан к духовному возрождению общества, иначе быть конкурентоспособным в быстро прогрессирующем мире невозможно. Это программное заявление президента страны «Рухани жаңғыру». Его и следует взять на вооружение всем исследователям средневековья.

Существенное дополнение к обряду последнего прощания с умершим. Большевиками эта традиция культуры монголов была запрещена, но она возродилась вновь в 1991 году. Теперь монголы по-прежнему относят умерших в Долину смерти, в безлюдное место, и быстро возвращаются, не предавая, тело земле. Погребальные обряды консервативны, а историки отмечают, что Чингисхан похоронен тайно, чтобы обезопасить его могилу от разграбления. Выходит, что опять он тюркского происхождения. До чего доходит наука, когда она находится в услужении у системы?

Без альтернативного взгляда на любую проблему, ограничении свободы мысли в науке происходит застой и тупик. Характерным примером является страна советов, учение которых казалось незыблемым. Оно без свежих мыслей перестало развиваться, превратилось в непреложную истину, не подлежащей критике, а миллионы людей оказались введеными в заблуждение. Результат известен: застой в политической системе, науке и экономике, в результате которого произошла изоляция (холодная война) и распад империи. Наука не должна иметь никаких ограничений. К сожалению, находятся такие ученые из враждебной «пятой колонны», которые полагают, что тема Чингисхана достаточно изучена, и нет смысла к ней возвращаться современным исследователям. И это притом, что наука недостаточно занималась этнографическими, культурологическими, этнолингвистическими исследованиями эпохи, историей многих кочевых народов. Не вникала в особенности формирования кочевых сообществ и признаков, по которым происходили их названия, мало интересовалась генезисом народов, не располагала источниками в полном объеме, и освещала проблемные вопросы истории тюрков односторонне в политических интересах существовавших режимов.

Ни одна развивающаяся научная дисциплина не может иметь предела в исследованиях, а не изученная история трех сотен кочевых народов тем более, как бы ни пытались ее законсервировать ученые современного общества в рамках старых изживающих догм. Именно такая постановка проблемы старалась обезопасить впредь Россию от рецидива тюрка Чингисхана, и создала искусственных монголов из племен древних тюрков. Но альтернативный взгляд в исследованиях татаро-монгольской темы был, но не в России. Императорская академия наук дважды объявляла конкурс с трехлетним перерывом на книгу о Золотой Орде. Много условий выдвигал конкурс, главный из которых русские источники должны были отразить в полном объеме влияние монгольского ига на Россию. К сожалению, и к стыду русских историков была представлена всего лишь одна работа крупного австрийского ориенталиста, хотя самодержавие неустанно твердило о нашествии и иге татаро-монголов. Выходит, что российским ученым нечего было сказать об этом самом иге. Единственную работу на конкурс представил Иозеф фон Хаммер-Пургшталь. Автор не использовал русские источники из-за их противоречивости и несостоятельности. Книга отражала труды более 400 арабских, китайских, персидских и западноевропейских авторов, но его взгляды были признаны ошибочными. Академия «по тщательном рассмотрении не признала достойным ни денежной награды, ни одобрительного отзыва». Так, российская наука была опозорена на всю Европу.

Ученые обществоведы привыкли действовать по указке сверху. Ничего не мешает занятиям исследованиями истории народа. В стране нет цензуры на исследования и публикации, да отдельных редакторов, привыкших подстраховываться и озираться с прежних времен. Такие материалы не противоречат законодательству, тем более они направлены на духовное возрождение народа. В результате страдает историческая наука и общество; мы оказались народом с прерванными поколениями, вырезав из памяти народа его героическое прошлое, а историческая наука находится в состояние коллапса, выйти из которого без определенных потерь невозможно. А это значит, что раскол единства тюркского мира, начатый в интересах колониальной политики самодержавия, продолжается и поныне. Только проект Новые гуманитарные знания вселяет надежду, что в стране получит развитие новое направление науки – чингисоведение.

Сегодня мы интегрируемся в Евразийский союз, формируем общенациональную идею, но она не сможет овладеть умами общества, если не узнает историческую правду о своем прошлом, как единого носителя государства, совместно с другими народами, строящее общее будущее. При освещении вопросов прошлого высказываются взаимные упреки. Но историю народов Евразии без кочевников, рафинированной создать не удастся. Об этом постоянно упоминали «отцы» истории народов Европы. Каким бы горьким не было прошлое народа, его следует освещать до тех пор, пока в нем не будет торжествовать истина, и не начнут исчезать его «белые» и «темные» пятна нашей истории.

Когда этот материал уже был подготовлен к печати, телеканал Казахстан сообщил, что из Талдыкургана 18 июля нынешнего года отправилась научная экспедиция в Китай для сбора материалов о Мухали, одном из четырех прославленных полководцев Чингисхана. Происхождением из казахского рода жалаир. Следовательно, лед тронулся по возврату его имени тюркам и духовному возрождению народа. Произойдет сдвиг в изучении истории народа, появятся свежие мысли, а, следовательно, чингисоведение займет прочные позиции в нашей стране. Мухали с 50 тысячным войском был оставлен в Китае. С ним в течение года общался дипломат и разведчик Мэн Хун. В своих записках он перечислял этнический состав подразделений войска. Ни одного упоминания монголов не имеется в его записках, а все воины являлись татарами, т.е. тюрками. А ведь это опытный китайский разведчик, и в продолжении целого года искал монголов, но не смог их обнаружить.