Юрий Серебрянский – казахстанский автор польского происхождения, культуролог, инициатор проекта Almaty Writing Residency.
С.Б: Здравствуйте, Юрий, Вы являетесь инициатором Almaty Writing Residency, когда пришла к Вам эта идея, как она реализовывается? И чем непосредственно сейчас Вы занимаетесь?
Ю.С: До 2017 года я, честно говоря, мало что знал о самом институте писательских резиденций, потом случилось в жизни важное событие, Генеральное консульство США в Алматы предложили мою кандидатуру для участия в писательской программе IWP при университете Айовы, в США. Я на себе почувствовал возможности, которые автору дает такое участие – это и погружение в творческую среду, общение с коллегами в довольно тесном формате, больше месяца жили мы в отеле бок о бок с тридцатью пятью авторами из разных стран. Конечно, появились друзья, конечно, были и публичные выступления и дискуссии, и, наконец, базовая составляющая, основа идеи – время и уединение для писательской работы. Вот этой базовой составляющей, боюсь, в этом году мы участников лишим. Первая наша резиденция продлится всего неделю и каждый день расписан, как вы понимаете. Но мы рассчитываем, что набравшись впечатлений, авторы еще откликнутся публикациями. В этом проекте я выполняю роль консультанта – делюсь опытом, тем, о чем вам только что рассказал, попробую привнести динамику и атмосферу, и здесь мне помогает замечательная поддержка – мы сотрудничаем с IWP, и команда резиденции Литшколы замечательная. У нас прекрасный и талантливый координатор – Валерия Крутова. Вы со всеми знакомы, конечно. Мне очень повезло.
С.Б: Расскажите о формате проведения мероприятия? (Где будут жить победители конкурса, какие семинары пройдут…)
Ю.С: Благодаря поддержке Генерального Консульства США в Алматы и компании Chevron мы можем обеспечить участникам ту самую творческую атмосферу, мы пригласили вести мероприятия резиденции гостей из США – Кристофера Меррилла и Нину Мюррей, опытных авторов, не только знакомых, но и не раз писавших о проблемах поиска идентичности, темы нашей резиденции в этом году. Казахстанским авторам мы сможем обеспечить проезд до Алматы, где будет проходить резиденция, проживание, суточные. Где именно – пока секрет.
С.Б: Кто может стать участником конкурса, по каким критериям проходит отборочный тур, есть ли возрастные ограничения?
Ю.С:Возрастных ограничений нет, для участия в конкурсе необходимо представить свои работы в виде рассказов, романов, стихов… Более подробную информацию все желающие смогут посмотреть на нашей странице litshkola.kz.
С.Б: Организаторы отметили, что в этом году темой резиденции стала «Казахстанская идентичность». Почему именно эта тема? Насколько она актуальна?
Ю.С: Тема, на мой взгляд, заслуживает внимания. Все казахстанское общество постоянно занято ее обсуждением на уровнях от скандалов в сети до государственных указов. Но у литературы есть определенное преимущество – возможность художественного осмысления. Мы трактуем эту тему в самом широком смысле, даем только направляющие – язык, переводы, темы текстов, подходы, ограничивать творческих людей жесткими рамками – глупо и неправильно. Будут заголовки встреч, от которых можно оттолкнуться и начать дискуссию. Важен нам и взгляд со стороны, Казахстан далеко не первая страна, проживающая период переосмысления и поиска. У Нины Мюррей, родившейся во Львове, интересный опыт, Кристофер Меррил – автор книги о событиях на балканах после распада Югославии.
С.Б: У Вас есть свой курс в Almaty Writing Residency, расскажите о нем подробно?
Ю.С: Уже несколько лет, правда, с перерывами веду семинар прозы в ОЛША, открытой литературной школе, в этом году, естественно, онлайн, в чем есть немало минусов, но есть и плюсы, и не только, конечно, на моем семинаре. Мы расширили границы и получили студентов из самых разных стран.
С.Б: Интересна ли молодым авторам политика?
Ю.С: Авторам интересно реагировать на происходящее в своей стране. На социальные события в обществе, не абстрактные, а совершенно конкретные.
Хорошая литература строится на конкретных деталях. Политика интересна только политикам. Мне, во всяком случае казахстанская политика в том виде, в каком она была и есть совершенно неинтересна. Ничего там не меняется. Меняется общество.
С.Б: У нас много талантливых писателей в Казахстане, коммерчески их кто-то поддерживает? Как выжить молодому писателю в наше время?
Ю.С: Спасибо за вопрос и доверие отвечать на него, но рецепта у меня никакого нет, ибо все – череда событий в жизни конкретного автора, иногда это череда случайных событий, кому-то везет, кому-то долго нет. Есть и новые механизмы, самиздат – кто-то не только может издать книгу за собственные средства, но и перевести ее на другие языки и издать в других странах. Индустрия процветает. Качество текста оценят потенциальные читатели. Но есть литературные гранты и премии. В Казахстане они тоже есть, и государственные программы издательские и государственная поддержка авторов, в определенной мере, тоже есть. Все это тоже точечные масштабы и, повторюсь, цепочка событий в жизни конкретного автора.
С.Б: В Советское время читали больше, чем сейчас, как увеличить читательскую аудиторию?
Ю.С: А все сегодня и так читают – интернет весь письменный. Но проявилось и понятие новая грамотность, и здесь я процитирую Александра Каневского — «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли».
То, что в СССР больше читали – а что именно читали? Классику – прекрасно, но сколько интересной литературы обнаружилось после падения аппарата цензуры? Мы это в Литшколе и сегодня чувствуем – ограниченность круга чтения студентов.
С.Б: Какие перспективы откроются для победителей конкурса Almaty Writing Residency?
Ю.С: Участие в резиденции способно расширить круг знакомств, интересов, вдохновить. Верю, что мы не зря это делаем.
С.Б: Что бы Вы могли посоветовать молодым писателям?
Ю.С: Возвращаясь к теме резиденции – советую подавать заявку, даже если вы не пройдете в число основных участников, у нас предусмотрена возможность участия в качестве вольнослушателя. Ждем вас и в Литшколе, на семинарах. Следите за информацией, скоро начнем набор на следующий год.