Галия Мямешева — кандидат философских наук, доцент. (КНУ, Казахстан, Алматы)
«Дискурс современности» в поле образования
Пандемия коронавируса – это не только медицинская и социальная проблема, бросившая вызов устоям современного общества, но и экзистенциальный опыт жизни и работы в новых условиях, а также новый, другой взгляд на образование.
М. Фуко называл философию «дискурсом современности» и «управлением собой и другими». Философия как дискурс современности, по мнению М.Фуко, включает в себя три аспекта, три вопроса:
1. «Что такое современность?» Что такое философия «как пространство возникновение современности», то есть вопрошание о том, что такое настоящее, что такое современность, современная ситуация. Какой элемент, фрагмент настоящего может быть концентрированным выражением, свидетельством, обозначением, этого настоящего как процесса? Это онтология настоящего, онтология современности.
2. «Каково современное пространство нашего опыта?» Что такое философия как «вопрошание о философском смысле современности», о том, что такое современная философия в этом настоящем, как настоящее связано с мыслями, знанием, философией своего времени, как настоящее выступает в качестве проявления и выражения исторической эпохи и ментальности? Это онтология модерности.
3.«Каково современное пространство возможного опыта?». Что такое философия как «вопрошание философом этого «мы», частью которого он является, и, по отношению к которому он должен ситуироваться»? Кто такой в этом процессе настоящего философ, ученый, мыслитель как элемент этого процесса и одновременного как тот, кто рефлексирует над этим процессом; как тот, кто пассивен, часть, объект исторического момента, но и одновременно субъект, действующее лицо, проявляющее проактивность. Это онтология нас самих [1].
Истоки такого дискурса современности и дискурса о современности великий «археолог знания» М.Фуко находит у И.Канта. Начало вопрошания о настоящем, дискурс о современности идет от И.Канта, по мнению М.Фуко. Он реконструирует этот факт, анализируя текст И.Канта «Что такое Просвещение?»(1784). Мы привыкли видеть И.Канта через призму трех «Критик» и знаменитых антропологических вопросов: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?». Однако М.Фуко показывает, что у И.Канта есть и «другой способ критического вопрошания». Мы помним, что И.Кант, если перефразировать мысль А.Де Сент-Экзюпери, «родом из Просвещения». Как видит И.Кант Просвещение, эпоху, в которой он живет? «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения» [2].
И.Кант в качестве события, с помощью которого можно понять, идет ли процесс совершенствования, знака существования постоянной причины, ведущей людей к совершенствованию, по мнению М.Фуко, видит в Революции. Речь идет о Французской революции. Событие современности как индикатор совершенствования человеческого рода является напоминающим, демонстративным, прогностическим знаком самой возможности совершенствования. Событие – это знак того, что так было всегда, так происходит сейчас, так будет и дальше.
И.Кант, по мнению М.Фуко, обращает внимание не на сам факт Революции, не на Революцию как революционную драму, революционную жестикуляцию. И.Канта интересует факт восприятия спектакля Революции публикой, зрителем, наблюдателем за происходящим, которые не участвуют в Революции, но поддерживают ее в той или иной степени и могут быть увлечены ей. Следовательно, значимы не революционный процесс, не факт победы или поражения Революции, а вызываемый Революцией энтузиазм, то, что происходит в умах тех других, кто не делает Революцию, а наблюдает за ней. Событием современности Революцию делает то, что оно «не будет забыто», в прошлом будет всегда содержаться то, что в будущей жизни всегда будет этот факт не-забвения и возможность ее продолжения в траектории, по пути совершенствования человеческого рода [1]. Это напоминает Деятеля Монументальной истории Ф.Ницше (1874), девизом которого является утверждение, что поскольку Великое однажды было возможно, значит, оно может быть возможным и сегодня, и завтра [3]. Мысли И.Канта о событии Революции подтверждает и Хай-тек революция [4],[5]. В таком смысле, на наш взгляд, о пандемии как вирусной революции, говорит Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов (27.03.2020), размышляя об изменениях, которые произойдут в мире.
1. За счет перехода на удаленную работу число офисных работников в компаниях сократится на 1/3 , поменяется представление о рабочем дне и рабочей неделе; контролироваться будут не поведение на рабочем месте, а конечный результат; станет проще организационная структура бизнеса: облачной организации, удаленной команде крупные, масштабные организации уже не нужны; можно будет совмещать работу, профессиональную карьеру с воспитанием детей, Однако здесь поджидают риски невостребованности на новом рынке труда, несмотря на образование, ум и готовность к труду. У безработицы будет другое качество, ужесточится конкуренция на рынке труда.
2. Традиционная торговля будет вытеснена онлайн-торговлей, останутся только ниши дорогих бутиков и супермаркетов. Расцвет ждет индустрию доставки. Торгово-развлекательные центры» (ТРЦ) превратятся в место семейного отдыха и развлечений, фудкортинга и коворкинга. Спрос на офисную недвижимость спадет на 25%, а на торговую — на 50%. За счет экономии на торговых площадках и продавцах издержки снизятся на 20-30%. А победят в этой борьбе большие игроки в торговле, имеющие репутацию, гарантии, оперативность в работе.
3.В условиях короновирусного кризиса государство становится не столько регулирующей инстанцией, сколько гарантом, механизмом устойчивости, ставка будет сделана не на рост, а на сохранение. Возрастет ценность государства и доверие к нему как к стабилизатору общества, как механизму, который воспроизводит такие условия жизни для людей, которые позволят им управлять своими целями и самой жизнью даже в условиях кризиса. На плечи государства перейдут и проблемы другой безработицы, связанной, как уже говорилось ранее, с невостребованностью образованных, умных и готовых к работе людей, с «невезением» при трудоустройстве.
4. В условиях пандемии формируется новая мораль и новая медицина. Приоритетным перед экономическим ростом и прибылью становится сохранение жизни пожилых людей. «Ценность человека абсолютна, она не исчерпывается человеческим капиталом— его способностью работать и приносить доход своей семье, работодателю и государству». Жизнь и здоровье людей становится не только частным делом каждого человека, но растет общественная, публичная ответственность в данном вопросе. В условиях цифровизации есть все возможности для роста доли государственной (благотворительной) медицины по сравнению с страховой: ранняя диагностика и удаленный мониторинг за состояниям хронических больных, бесплатное и льготное обеспечение лекарствами.
5. Кардинальные изменения происходят в сфере образования. В новой образовательной среде исчезнут границы между формальным, основным и дополнительным образованием. Вместо такой устаревшей формы преподавания как лекция придут онлайн-курсы (МООК): мобилизующие, дающие устойчивые знания, с большим количеством встроенных инструментов контроля, удобные и комфортные для персонализированного обучения. Пройденные онлайн-курсы передовых вузов мира Гарварда, Йеля, Лондона, Москвы отразятся в резюме и станут дополнительными бонусами при устройстве на работу. В дальнейшем в сфере массового высшего образования появятся композитные степени бакалавров и магистров и вузы- интеграторы, которые будут перезачитывать пройденные онлайн-курсы и выдавать соответствующие дипломы. Образовательный контент будет создаваться при содействии IT. «Образовательные продукты потеряют университетскую (школьную) академичность, а место традиционных учебников займут цифровые интерактивные комплексы». Университет и школа останутся, виртуальное образовательное пространство дополняется реальными коворкингами и лабораториями вместо лекционных аудиторий и школьных классов, а также помещениями для спорта и восстановления. Будут строиться новые кампусы. [6]
Рассмотрим более подробно сферу образования, поле образования как «средоточие опыта» на основе методологии М.Фуко, то есть в трех аспектах, в трех измерениях: как формы возможного знания, как матрицу поведения, как организацию способа быть субъектом.
1.Поле образования как сфера порождения форм возможного знания.
Наука (научное знание) «боролaсь» на протяжении всей истории развития сначала с мифами и религией, а затем и всем корпусом ненаучного знания. Ведь наука, по мнению В.В.Ильина, как академическая система, знание, деятельность, социальный институт, НТР занимала особое место в культуре. Университеты, Академии наук, научные экспедиции, журналы, записки, альманахи как формы научной коммуникации, специализированные научные и учебные заведения -это все типы научных объединений, которые обладают легитимностью знания. То есть единственной легитимной инстанцией, производящей, транслирующей, ассимилирующей знание, является наука. Научное знание создается в специальном социальном институте, в особой социальной инфраструктуре в результате профессиональной научной деятельности. Наука, научное знание производится относительно замкнутой, непроницаемой для других, цеховой группой ученых, профессиональной стратой со своими интересами. Данная профессиональная страта строится на политических и юридических, гражданских и нравственных, когнитивных и методологических императивах, нормативах [7]. Модели университета менялись от исследовательского университета через интеллектуальный и инновационный до меритократического и консьюмерского университета со своими идеями и принципами [8], а власть научного, академического знания в культуре осталась. Однако в мире наряду с классическими университетами появились корпоративные университеты [9], Интернет [5], а вместе с ним не только Википедия, но и социальные сети, возможность не только потреблять контент, но и создавать его. Кроме того, пытается «творить» и искусственный интеллект. Все это значит, что появились другие формы знания.
М.Фуко говорит о том, что знание существовало и до образования науки. Феномен знания М.Фуко понимает многогранно: как дискурсивную практику, как позиции субъекта по отношению к объекту, как координацию и субординацию понятий в поле высказываний, как возможность использования и присвоения. Первоначально знание существовало как дискурсивная практика, то есть как специфицированная область различных элементов. Под дискурсивной практикой М.Фуко понимает совокупность анонимных (общественных) правил исторической эпохи и исторического времени, которые определяют, детерминируют условия осуществления функции высказывания, возможности высказывания в сфере социума, экономики, географии, лингвистики. Дискурсивная практика не процедура выражения мысли; не рациональная деятельность по построению выводов; не компетентность говорящего субъекта грамотно строить предложения [10].
Дискурсивная практика, дискурс- — одна /один из составных частей общественного порядка, который влияет, принуждает и сферу знания, и сферу практики. Дискурс – это игра письма, игра чтения, игра обмена (медиации) [11]. Дискурс касается речи, но, если вспомнить не только диалектический материализм, но и нашего современника, известного лингвиста Ноама Хомского, язык дан человеку не столько для коммуникации, сколько как мыслительная система [12].
Кроме того, знание, согласно М.Фуко, это позиция субъекта по отношению к объекту в дискурсе, это различные функции, которые может реализовать субъект: наблюдение, описание, опрос, принятие решений и т.п. Знанием также является координация и субординация высказываний, тем полем, где понятия рождаются, преобразуются, применяются, интегрируются в существующую систему. Знание – это возможность использования и присвоения, которая дается дискурсом. В данном случае происходит соединение с другими дискурсами и недискурсивными практиками (социальными институтами, политическими событиями, экономическими процессами и практиками). Знания бывают не только доказательными, знание содержится в размышлениях, рассказах, постановлениях институтов. Различаться научные области и археологические территории будут тем, что первые подчинены определенным законам построения, научным нормам. Вторые же, несмотря на то, что могут быть истинными, иметь тот же смысл, но выстроены в другой системе, исключаются из сферы науки [10].
Так, филолог Леонид Клейн читает лекции по «бесполезной классике» для менеджеров в компаниях Сбер, Газпром, Росатом, РЖД, школе управления Сколково, Высшей школе госуправления. Стратегии и тактики на базе «Войны и мира» Л.Н.Толстого, первичному накоплению капитала по «Мертвым душам» Н.В.Гоголя, приключениям собственника в России по фильмам Эльдара Рязанова и похождениям Остапа Бендера можно, оказывается, учить ничуть не хуже, чем по «учебникам» Стива Джобса и Иллона Маска. Востребованным сегодня навыкам коммуникации можно научиться у героев Василия Шукшина, а аналог социалистического реализма в капиталистическом мире увидеть в идеализациях Айн Рэд в романе « Атлан расправил плечи»[13].
Дискурсивные практики могут проходить разные этапы формирования. Этап, когда происходит индивидуализация и автономизация дискурсивной практики, когда система формируется определенным образом и преобразуется, называется порогом позитивности. На этапе, пороге эпистемологизации из всей области дискурса выделяется отдельная часть, которая уделяет больше внимания верификации и связности, эта часть становится доминирующей, выступая эталоном, моделью, критики или верификации, то есть подчиняет все определенному числу формальных критериев. На пороге научности эпистемологическая фигура конструирует определенные законы построения суждений. А далее, уже на пороге формализации научный дискурс определяет необходимые для себя аксиомы, элементы для использования, правомерные структуры положений, тем, предпосылок, допускаемые преобразования. То есть формализованный дискурс, научный дискурс другого уровня из самого себя конституирует формальное построение. Позитивный дискурс, эпистемологический дискурс, научный дискурс, формализованный дискурс – таков путь любой науки, по мнению М.Фуко. Однако все эти этапы могут быть пройдены в разное время. Сам факт наличия такой хронологии порогов (этапов) свидетельствует о том, что наука- не только линейное накопление истин, иначе она превращается в монотонное обоснование и бесконечное повторение. Наука включает в себя дискурсивные практики с разными слоями и уровнями, порогами и разрывами. То есть знания как дискурсы, дискурсивные практики могут существовать без науки, а наука без знания и дискурса существовать не может [10]. Кстати, об этом же говорит В.В. Ильин, заявляя, что наука как знание всегда включала наряду с истинным знанием (твердое ядро науки) и ненаучное знание (науку переднего края и историю науки). А также наука тоже разная: есть классическая наука, неклассическая наука, постклассическая наука, каждая из них имеет свои принципы построения [7].
В поле образования тоже циркулируют разные формы знания. Наряду с академическим, научным знанием существует сектор неакадемического знания. Неакадемическим знанием мы называем все виды знания, которые не являются академическим по тем критериям, которые были представлены ранее в концепциях В.В. Ильина и М.Фуко. В неакадемическое знание, на наш взгляд, входит контент, продуцируемый в Интернете людьми, ИИ (Искусственным Интеллектом), в том числе контент, создаваемый инфоцыганами и инфобизнесом, контент дополнительного профессионального образования для взрослых в онлайн-школах и корпоративных университетах, дополнительного образования для детей, массив знания и информации, который есть в Даркнете[14].То есть цифровой мир, с нашей точки зрения, копирует мир оффлайна, поэтому там есть как вечные проблемы, вечное противостояние истины, правды и лжи, дезинформации.
И раньше научное знание было в окружении донаучного, паранаучного, ненаучного, лженаучного и антинаучного знания. Донаучное знание включало протонауку, архаику (астрология, алхимия, ятрохимия), а также мораль, право, искусство. То есть те самые позитивные дискурсы, о которых говорил М.Фуко. Паранаучное знание- это знание, которое отличается от господствующих гноселогических стандартов. Сюда можно отнести парапсихологию, трансперсональную психологию. В настоящее время для большинства традиционалистов, классиков академической школы паранаучным, на наш взгляд, является цифровое обучение онлайн-школ и корпоративных университетов, как когда –то таковыми провозглашались альтернативные педагогические системы М.Монтессори, А.Нила, «вальдорфовскую» педагогику и другие. Ненаучное знание – неформализуемое знание обыденного сознания, религии, восточных систем «не-ума» также никуда не исчезло. Лженаучное знание, которое базируется на домыслах, предрассудках, мифологемах и безнравственных приемах, тоже никуда не делось. Мошенники тоже стали применять цифровые инструменты. Антинаучное знание, построенное на утопиях, искажающих реальность во имя своих интересов, также удвоилось благодаря миру цифры. В наше время постправды проявлением антинаучного знания, по нашему мнению, выступает фейковая информация, поэтому обращают внимание на развитие критического мышления, которое учит находить не только логические ошибки, но искажения в цифрах и в словах.
В Интернете достоверное знание существует в разных форматах: может быть систематизированным, а может быть фрагментарным, требующим систематизации и упорядочивания. В корпоративных университетах и онлайн-школах, в онлайн-курсах образовательное знание и систематизировано, и методически (с точки зрения педагогического дизайна) организовано таким образом, чтобы студентам было комфортно учиться. Педагогические дизайнеры корпоративных университетов и онлайн-школ уделяют особое внимание четырем составляющим преподавания: содержанию, продолжительности, дизайну обучающих программ, способу ведения обучения.
Переход из офлайна в онлайн, вернее прыжок из аналогового мира в тотальную цифру,с нашей точки зрения, для большинства представителей академического сектора образования (для школ, колледжей, вузов) можно назвать культурным шоком, подобным тому, что переживают студенты, выезжающие по программе академической мобильности за рубеж или люди, выезжающие на ПМЖ за границу. Исключение составляют те вузы, которые и до пандемии разрабатывали МООК и имели практику дистанционного образования (для студентов, обучающихся за рубежом по академической мобильности для студентов для заочного обучения). Для неакадемического сектора образования, в первую очередь корпоративных университетов и онлайн-школ, онлайн-курсов, цифровое обучение, е-learning не является неожиданностью. E-learning в корпоративном обучении сотрудников существует уже более 20 лет, со времени появления персональных компьютеров. Сейчас e-learning (electronic-learning) вместе с m-learning (mobile-learning) входит в состав d-learning (digital-learning).
Онлайн-курсы в неакадемическом секторе образования отличаются от МООК, которые создаются в академическом секторе образования c 2007 года. Последние строятся, на наш взгляд, на централизованной системе образования на основе ГОСО, а первые — на потребностях и запросах целевой аудитории. Поэтому, с нашей точки зрения, в академической и коммерческой среде существуют разные модели дистанта. Различаются данные модели по разработке и запуску, по обратной связи и результатам образования, методам обучения, формам педагогического общения.
Онлайн-школа – это не инфобизнес, идущей от личного опыта человека-коуча, который стремится научить зарабатывать миллионы. В инфобизнесе нет методиста и методического директора, нет стремления качеству и экологичности. В онлайн — школе работают профессионалы (методисты, продюсеры, эксперты, техадмины и др.) и сама школа нацелена на качественную подготовку специалистов по новым профессиям и трансформацию человека.
Если МООК академического сектора, по нашему мнению, базируется на идеалистической и реалистической моделях образования, то коммерческое онлайн- образование ближе прагматической и экзистенциалистской моделям образования. Идеалистическая модель — линия Платона — Гегеля- предполагает элитарную подготовку на основе свободных искусств и гуманитарных наук с ориентацией на образец, эталон, авторитет учителя. Реалистическая модель –линия Аристотеля- Дж.Локка -Ф.Бэкона- исходит из законов природы и естественных законы и делает ставку на естествознание и общественные науки. Прагматическая модель строится на ценностях относительности и демократического прогресса, акцент делается на прикладных и практических искусствах, знаниях, связанных с повседневной жизнью человека. Экзистенциализм в качестве главных ценностей видит индивидуальный выбор и свободу человека.
Академическое онлайн-образование — централизованное, на основе ГОСО — ориентируется на разум, на Р.Декарта. Здесь дается больше теоретического знания, идет реализация образовательной политики вышестоящих структур и академической политики вуза. Коммерческое онлайн- образование исходит из потребностей рынка, текущей ситуации. Здесь царит Ф.Бэкон со своим кредо «Знание-сила» и опытным знанием. Онлайн-школа конкретно и целенаправленно формирует компетенции в практике проектного и индивидуализированного обучения с установкой на результат.
Любое знание, не только научное, содержит 2 стороны: знание «что?», онтологическую сторону с законом, знание объекта, и знание «как?», метод, методологическое знание, гносеологическую сторону с принципом познания объекта. Метод, методологическое знание есть нормативное знание, в отличие от позитивного теоретического, содержательного знания. Нормативное знание может существовать на методологическом, методическом и технологическом (механики) уровнях. Нормативное знание – это знание о должном, эталонное знание. Эталонное знание конструирует матрицы поведения.
2.Поле образования как конструктор матрицы поведения.
Образование представляет собой ценность государственную, ценность общественную, ценность личностную. Государственная ценность образования заключается в том, что нравственный, интеллектуальный, экономически, культурный потенциал государства непосредственно зависит от состояния образовательной сферы и возможностей его прогрессивного развития. Государство провозглашает образовательные приоритеты, смотрит глобально, а цивилизованное общество кровно заинтересовано в прогрессивном развитии образования и подталкивает государство к выполнению собственных обещаний –переводу глобальных целей в конкретные акции по их реализации. Личностная ценность образования- это индивидуально-мотивированное и стимулированное отношение человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Именно личностно-ориентированным ценностям образования большое внимание уделялось в религиозных, философских и педагогических работах ученых и мыслителей прошлого, а также в альтернативных моделях современности. Личностная ценность образования обусловлена внешними обстоятельствами и внутренними побуждениями личности. Внутренние побуждения личности определяются глубинными биосоциальными потребностями любого нормального человека, естественным стремлением к знанию, познанию, самосовершенствованию, всесторонней жизненной самореализацией. Внешние обстоятельства связаны с престижем, материальными, прагматическими аспектами меритократического характера: «что дает» образование соответствующего уровня человеку в данном обществе с учетом жизненных идеалов и приоритетов личности. Кроме того, сами внутренние побуждения личности зависят от психолого-педагогической атмосферы в самой образовательной среде, в которую попадает любой человек, сознательно воспринимающий мир. То есть личностный «спрос» на образование (естественный стремление к познанию и преобразованию мира) должен совпадать с образовательными «предложениями», учитывающими и стимулирующими спрос (с искусственно созданной педагогической средой в институтах образования и природосообразных технологиях многоплановой образовательно-воспитательной и развивающей деятельности). Так выстраиваются естественные рыночные основы взаимоотношений в образовательной сфере, так формируется ярмарка образовательных услуг. Эти ценности реализуются через систему образования. Образование как суперсистема (макросистема) включает в себя две большие системы: централизованную и децентрализованную. Централизованная система объединяет государственные и негосударственные учреждения, различающиеся по параметрам, прежде всего по уровню и профилю. Децентрализованная система представлена сферой образовательных услуг в соответствии с потребностями человека. Существуют понятия учебно-воспитательная система, педагогическая система, образовательно-воспитательная система. Учебно-воспитательная система-это то же самое, что и образовательно-воспитательная система, то есть педагогический аспект функционирования учебного заведения соответствующего профиля. Здесь принято выделять цели учебно-воспитательной и развивающей деятельности, содержание этой деятельности (фиксируется в учебных планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих проблемах, разнообразных информационных и телекоммуникационных и других средствах), методы обучения (технологии образовательного процесса), средств, используемых в педагогическом процессе, организационные формы реализации образовательной деятельности. Для каждого уровня и профиля образования будет своя учебно-воспитательная система. [15]. Такая система сложилась, по мнению М.Фуко, в XVII веке, в эпоху классической науки, когда сформировались дисциплинарные общества. В дисциплинарных обществах формируются особое дисциплинарное пространство и дисциплинарное время. Дисциплинарное пространство строится за счет «отгораживания», то есть по принципу элементарной локализации, расчерчиванию и распределению по клеткам. У каждого индивида есть свое место, но это не столько территория, а ранг, то есть место в классификации». Дисциплина- искусство ранга и техника преобразования размещений». С XVIII века ранг стал основной формой распределения индивидов в школьном порядке. Ранг присваивался каждому ученику как результат каждого испытания, задания. Этот ранг надо достигать постоянно: день за днем, неделя за неделей, из месяца в месяц, из года в год. В соответствии с возрастом, успехами в учебе и поведении ученик переходил, перемещался по клеткам «живых таблиц»/классификационным рядам в другой ранг. Это мог быть класс или другая категория учащихся — отличники, очень хорошие ученики; хорошие ученики; посредственые ученики; плохие ученики; ученики «позорного» класса. Место, которое занимает (в классе) ученик- это постоянное место, которое нельзя покинуть, поменять без согласия инспектора. То есть пространство учебного помещения (класса, аудитории) фиксируют как положение, так и перемещение учеников. [16]. Дисциплинарное время складывается из контроля над деятельностью, организации генезисов, иерархического надзора, нормализующего наказания, экзамена. Контроль над деятельностью состоит из распределения рабочего времени, то есть через ритмичность, принуждение к занятиям, повторяющиеся циклы деления его часы, минуты, секунды. Эта модель происходит из монастырских общин, однако, на наш взгляд, не потеряла актуальности и сейчас, в цифровую эпоху. Традиция качественного использования рабочего, учебного времени с точностью, прилежанием, размеренностью, которая нам больше известна как эффективизация и оптимизация в работе и учебе, осталась с нами до сих пор. Контроль за деятельностью – это детализация действия во времени, то есть действие разбивается на элементы, а эти элементы структурированы по направлению, размаху, длительности, последовательности выполнения, которые контролируются. Кроме распределения рабочего времени и детализации действия во времени, в контроль за деятельностью входят и коррекция тела и жеста, а также связь между телом и объектом. Правильная осанка, оптимальное положение тела за партой, при письме контролируются. В случае отклонений поправляются и исправляются. Регламентируются манипуляции с предметами, пером, винтовкой. Оказывается, распорядок и режим дня, расписание занятий к нам пришел также из дисциплинарного общества, которое стремится к позитивной экономии, интенсивного использования времени. Перекличка по списку, отметка отсутствующих в журнал- все это тоже из XVIII века. Для определения уровня (ранга) солдаты и учащиеся выполняли подходящие им по рангу упражнения, к которым они принуждаются, наблюдаются, растут и оцениваются [16]. Кстати, существующая сегодня дифференциация на новичков (неофитов), продолжающих, профессионалов идет оттуда. Установка на совершенствование под авторитарным руководством учителя, которая из религиозного Средневековья через Просвещение, вполне вероятно, закрепилась в традиционном образовании как некая вечная истина, идущая из глубины веков. У Аль-Фараби тоже были идеи о формировании определенных качеств посредством упражнений, правда, они не были под внешним контролем. Современная нейронаука объясняет механизм закрепления привычек и определенного поведения процессом миелинации. На дисциплинарное общество «работает» и архитектура, помогая осуществлять иерархический надзор, «видеть» все, что происходит; чтобы сделать видимыми всех, кто находится внутри. То есть появляется своеобразный микроскоп для наблюдения за поведением людей — пирамида власти, система надзора и контроля –и в мануфактуре, и в школах. Еще одним компонентом дисциплинарного времени, часто напоминающим о себе и в наши дни, является нормализующее наказание. Это поколения Y и Z могут не бояться ошибок, видеть в них уроки и возможности роста. Более старшие поколения Х и «Беби –бумеров» смотрят на ошибку с опаской, и это не случайно. За отступления разного рода дисциплинарное общество наказывает. В школе, как и в цехе и в армии, наказывают (пусть даже на уровне микронаказаний) за отступления от времени (опоздания, отсутствия, перерывы в работе), за отступления от деятельности (невнимательность, небрежность, пассивность), за отступление в поведении (невежливость, непослушание), за отступление от речи (болтовня, дерзость), за отступление от тела (неправильные поза и жесты, неопрятность), за отступление от сексуальности (нескромность, непристойность). Создается «искусственный» порядок – нормы в законе, программе, уставе: срок обучения, время на выполнение упражнения, правила перехода на другую стадию обучения. Ранг является и наградой, и наказанием. Искусство наказания постоянно сравнивает поведение индивида с эталоном, нормой и дифференцирует: измеряет и выстраивает иерархию индивидов от ценности, способности, уровня развития, «природы». А кроме того, искусство наказания ставит внешнюю границу между нормальным и ненормальным. Так, благодаря норме, возникает формальное равенство индивидов. Еще один из важных элементов дисциплинарного времени – экзамен. В нем, по мнению М.Фуко, нормализующий взгляд, надзор квалифицирует, классифицирует и наказывает. В экзамене слиты церемония власти и форма опыта, применение силы и установление истины. В экзамене происходит преобразование «экономии видимости в отправление власти»: невидимая власть принуждает подчиняться и быть видимыми всех других. Посредством экзамена индивидуальность вводится в поле документа, детальный архив дел и тел. А техники документации превращают индивида в конкретный случай, кейс. Данный случай можно измерить, описать, сравнить, оценить с другими и.т.п.
«…власть производит. Она производит реальность; она производит области объектов и ритуалы истины. Индивид и знание, которое можно получить об индивиде, принадлежат к ее продукции» [16].
Дисциплинарные общества, о которых пишет М.Фуко, появились в XVII-XIX веках, а расцвели в начале XX. Но уже после второй мировой войны, по мнению Ж.Делеза, им на смену приходят общества контроля. Если главной техникой дисциплинарного общества была изоляция, то основными техниками общества контроля являются постоянный контроль и мгновенная коммуникация, «ультраскоростные формы контроля в открытом пространстве». Если дисциплинарным обществам соответствуют энергетические машины, то обществам контроля — кибернетические машины и компьютеры. Поскольку компьютеры, кибермашины- это инструменты, устройства контроля, то необходимо анализировать данные, которые они выдают, ведь машины ничего не объясняют. Если закрытые организации, пространства изоляции дисциплинарного общества- это матрицы, отдельные модули: относительно независимы, каждый раз приходится начинать с нуля, с независимыми переменными и общим аналоговым языком, то в обществах контроля с цифровым языком механизмы контроля – это модуляции. Вариации одной и той же структуры с системой геометрических переменных. Деформирующий себя модуль всегда находится в изменении как универсальная система деформации. Ж.Делез считает, что корпорации заменили заводы, школу заменяет непрерывное образование, постоянный контроль замещает экзамен. Так происходит уподобление школы корпорации. А в обществах контроля, где «ничто никогда не кончается», корпорации, система образования, служба в армии – метастабильные системы, которые могут сосуществовать одновременно и рядом. В дисциплинарном обществе место человека в массе определяется число — через регистрационный номер, а сам индивид идентифицируется через личную подпись. В обществе контроля номер, подпись уже не нужны, а нужен шифр-пароль. По этому шифру допускают или не допускают к информации. Индивидуумы превращаются в «дивидуумов» (электронные единицы), массы– в сэмплы, рынки и базы данных. Метафора дисциплинарного общества- монетарный крот, общество контроля олицетворяет змея. В обществах контроля нет производства, а есть сбыт готовой продукции, маркетинг. Так маркетинг становится «душой» корпорации. Маркетинг, по мнению Ж.Делеза, становится инструментом социального контроля, именно он формирует бесстыдную расу наших хозяев». «Контроль осуществляется через краткосрочные операции и молниеносные прибыли, но вместе с тем он непрерывен и безграничен». Теперь в обществе контроля живет человек-должник, вместо человека – заключенного дисциплинарного общества. Еще в мае 1990 года Жиль Делез видел будущее школ следующим: «В режиме школ будут введены формы постоянного контроля, непрерывное образование в школе, отказ от любых исследований в Университете, введение «корпорации» на всех уровнях обучения». А также предупреждал: «Кольца змеи еще более сложны, нежели подземные ходы кротовых нор» [17]. В чем-то относительно власти маркетинга Ж.Делез оказался прав. Ведь современный маркетинг – это стратегический маркетинг, опирающийся на психологию людей (сейчас говорят не только про экономику впечатлений, но и экономику поведения), архетипы бессознательного и нейронауку (нейромаркетинг), форсайтинг. Если раньше стратегия как управление будущим была инструментом политиков, дипломатов, военных, экономистов, то теперь стратегия также инструмент маркетологов [18]. Попадая в «цифровой пузырь» из-за постоянной заботы цифровой среды, которая поставляет информацию по интересам, человек, как постоянный объект цифровой среды, попадает в «кокон» однотипной информации, оказываясь в искаженной картине мира [19].
Техники дисциплинарного общества и общества контроля, на наш взгляд, «работают» и в академическом, и неакадемическом секторе. Клеточки, таблицы, ранги, дифференциация по ролям, геймификация, на наш взгляд, это перенос элементов дисциплинарного общества в современное аналоговое и цифровое пространство [20]. Однако метрики, на которые ориентируются в качественных онлайн-школах, делают ставку на серьезный, актуальный педагогический дизайн, методологию и методику обучения). Аналитика производится и в академическом, и в неакадемическом образовании. В неакадемическом секторе она, в основном, автоматизирована, поскольку изначально привязана к LMS. В условиях конкуренции стараются придерживаться своих корпоративных, внутренних ценностей для сохранения своих конкурентных преимуществ. Хотя существуют дедлайны по загрузке домашних заданий, но по инициативе студентов срок сдачи «домашек» может быть продлен на 3 дня. Оценки за выполнение домашних заданий не дифференцированные, а принято/не принято; зачет/незачет. Большое внимание уделяется мотивации, которая имеет тенденцию не только возрастать, но и снижаться. Зная мотивационные ямы, студентов вдохновляют и мотивируют кураторы, и поддерживают однокурсники в сообществе группы. Обратная связь от тьютора, проверяющего домашние задание – это не выявление и указание ошибок, а консультации и рекомендации наставника по данной проблеме по разным схемам гамбургера, «трехслойного бутерброда», DESC[21]. Здесь учат не только профессиональным знаниям и навыкам, но и учат учиться на принципах андрагогики и хьютагогики [22].
3.Поле образования как механизм организации способа быть субъектом. Оказавшись в ситуации неопределенности во время карантина марте 2020, многие вспомнили о романе – притче А.Камю «Чума» (1947). Чтобы получить хоть какую-то информацию происходящем из романа, нужно было эксплицировать сведения о примерной продолжительности карантина, о переживаниях в условиях самоизоляции, об экзистенциальном опыте, о типах людей и их поведении в новых условиях, о действиях властей и медработников. Поскольку у нас (поколений Победителей, Беби-бумеров, Х, У, Z) прежде такого социального и личного опыта не было, «испанка» была чем-то далеким прошлым, то людям казалось, что у «представителей власти» слишком много власти. Однако и книга А.Камю, и снятый на основе его одноименный фильм показали, что в чрезвычайных обстоятельствах государство берет на себя задачу защиты, обеспечения безопасности жизни своих граждан. Это подтверждает и анализ дисциплинарных обществ М.Фуко. Он тоже рассматривает чуму, только настоящую, конца XVII века. В положении о мерах, применяемых в городе в случае угрозы эпидемии чумы в XVII веке, очень много из того, с чем пришлось столкнуться нам в 2020: и закрытие города и ближайших окрестностей, и запрещение покидать город (у них под страхом смерти, у нас – штрафов), непрерывное инспектирование кварталов, бесконтактная доставка продуктов, надзор, наблюдение, запись (списки находящихся в городе людей, регистрация всякой патологии постоянно и централизованно), поочередная дезинфекция домов через 5-6 дней после начала карантина и т.п.[16, с.238-243]. Рассмотрим, что происходит с людьми в такой ситуации, в каких социальных связях они остаются и оказываются. Гарвардские социальные психологи Николас Кристакис и Джеймс Фаулер в своих исследованиях показали, что на нас очень сильно влияет наше окружение реальное и виртуальное. В социальных отношениях (социальных сетях в их терминологии) важно, кто с кем и как глубоко связан, а также кто на кого влияет: кто, что, кому передает. В социальных сетях (отношениях) есть свои правила:
1.«Мы сами определяем структуру нашей социальной сети»: с кем, сколько, как тесно будем общаться; выявлено стремление общаться с теми, кто похож на нас, имеет с нами общие интересы, мечты, биографию
2. «Мы такие, какими делает нас наша сеть»: новые друзья улучшают наше здоровье, дружба между нашими друзьями и родственниками, количество знакомых у ваших друзей и родственников, вместе или в разводе родители, какой вы по очереди ребенок в семье.
3. «На нас влияют наши друзья»: по сети можно передать все, что угодно; копирование ближних.
4. «На нас влияют друзья наших друзей»: человек подражает не только своим друзьям, но и друзьям друзей.
5. «Сеть живет своей собственной жизнью»: люди одной культуры ведут себя одинаково, даже не зная друг друга.
Закон «Правило трех рубежей влияния» говорит о том, что распространение влияния в сетях идут по волнам мы — наши друзья (первый рубеж), друзья друзей (второй рубеж), друзья друзей наших друзей (третий рубеж), далее влияние ослабевает [23]. В правоте этого закона каждый мог убедиться на личном опыте в самоизоляции. Посредством его можно, на наш взгляд, объяснить и другие события жизни, если остановиться в поле образования.
Мы уже убедились, что классическое, традиционное образование достаточно консервативно. Это связано, как считает Пьер Бурдье(1984), с «производством» такого типа человек как «Homo Academicus». Чтобы сконструировать индивида популяции Homo Academicus, необходимо ввести его в поля двойного кода. Первое поле кода — это социальная кодификация деятельности ученого на уровне государства, научное кодирование, когда он получает диплом как социально-профессиональную категорию. Официальную, явную кодификацию образует объективация объективации, то есть такой код из инструментов анализа, который позволяет всегда в объективированном результате научной работы «прочитать» следы по построению работы, категориальную сетку при создании данных на базе трудов «влиятельных преподавателей университета».
Идентификация и классификация университетских преподавателей на практике в соответствии с известным именем мира университетской науки – это своеобразная формула самопредставления, самопрезентации преподавателя, поскольку он попадает в сферу не только культурного, символического капитала, но и приобретает социальный капитал. (Вспомним закон влияния Н. Кристакиса и Дж.Фаулера, рассмотренные выше). Второе поле кодификации, в которое попадает преподаватель, это релевантные (конститутивные) характеристики опыта, практики самого университета. Данные, внутренние для университета, характеристики часто копируют первую систему кодировки, являются не такими явными, как официальные, однако на практике «работают» очень эффективно в деле ранжирования и построения иерархии в университетском мире. [24, с.15-32]. При размещении в определенном месте, карте университетской иерархии учитываются такие релевантные показатели, как
-наследуемый социальный и культурный капиталы (социальное происхождение, место рождения, профессия отца, вероисповедание и т.п.);
-образовательный капитал (государственный лицей или частный колледж, в Париже или провинции, образовательные успехи в школе, школьные олимпиады; высшее образование в Париже, в провинции, за границей и полученные степени;
-капитал университетской власти (принадлежность Институту –
Метаакадемической инстанции, Высшим инстанциям в университете, должности деканов, руководителей отделов, директоров институтов – административная власть);
-капитал научной власти (руководство исследовательским отделом, научным журналом, преподавание в учреждениях подготовки исследователей, в Высшем совете по научным исследованиям);
-капитал научного престижа (членство в Институте, научные награды, переводы на иностранные языки);
-капитал интеллектуальной известности (принадлежность к Французской Академии, упоминание в энциклопедии, выступление на телевидение, сотрудничество с интеллектуальными изданиями и т.п.);
-капитал политической и экономической власти (включение в издание «Кто есть кто» как значимая личность, то есть известная, респектабельная, заслуженная и талантливая);
-политические диспозиции (реформаторские диспозиции по вопросам образования). [24, с.82-86]
Культурный капитал, по мнению П.Бурдье (1983), может быть трансформирован при определенных обстоятельствах в экономический капитал и институционализирован в образовательные квалификации. Культурный капитал может быть в трех состояниях: инкорпорированном состоянии (накопление конкретным человеком на уровне ума и тела; инвестиции в саморазвитие), объективированном состоянии (материализация в конкретных культурных товаров в виде картин, книг, словарей, машин и т.д.), институционализированном состоянии, (объективация в форме академических квалификаций). Культурный капитал в институционалированном состоянии разрешается, допускается «академическим средствами при помощи юридически гарантированных квалификаций», формально уравнивая всех. Академическая квалификация как сертификат о культурной компетенции наделяет владельца «конвенциональной, непреходящей и юридически гарантированной ценностью по отношению к культуре». Академическая квалификация – это официально признанная, гарантированная компетентность, в отличие от простого культурного капитала. Кроме того, этот академический капитал имеет денежную стоимость, которая обменивается на рынке труда. Академическая квалификация гарантирует материальную и символическую прибыль. А также позволяет наращивать объем социального капитала за счет включения, членства в устойчивой сети «более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания». Членство в группе является поддержкой в виде коллективного капитала, репутации, солидарности при совершении материального и символического обмена. Все виды капитала – экономический, культурный, социальный могут конвертироваться друг в друга при определенных условиях напрямую, без посредников или через посредников [25].
Самоуверенная институциональная наука, притязающая на абсолютную истину, по мнению П.Бурдье, стремится создать такую модель научности, чтобы респектабельность ученого и его науки никогда не ставились под сомнение. [24, c.64]. Кроме того, убеждения преподавателей относительно университета зависят не от их политических взглядов, а, наоборот, их политические взгляды зависят от положения в университетской иерархии. Известные нам и англосаксонскому миру интеллектуалы Л. Альтюссер, Р.Барт, Ж.Делез, Ж.Деррида, М. Фуко по отношению к «высшему философскому жречеству Сорбоны»являются еретиками внутри университета, которые расположены на краях, рубежах академической империи. У еретиков нет власти и привилегий, зоны ответственности обычного профессора, они близки интеллектуальному миру авангардных журналов и журналистики. Академическая империя, «господствующие» постоянно опасаются угрозы вторжения варваров [24, c.448-450].На русском языке, как мы помним, их труды выпускали в издательстве «Ad Marginem». Как отмечают Н. Кристакис и Дж.Фаулер, в научных сообществах новаторские идеи тоже распространяются до трех рубежей: «высокий творческий потенциал изобретателя влияет на его коллег, коллег его коллег и коллег его коллег» [23, с.42].
Если представители академического мира делают столько вложений в культурный и социальный капитал, то становится понятным, почему они закрыты всем другим, вненаучным видам знаний варваров, а также новому и прогрессивному. Этим, скорее всего, объясняется тот факт, что учить ученого очень сложно. По мнению Криса Аргириса, в обучающей организации, Корпоративном Университете профессионалы с академическим образованием занимают оборонительную позицию и защитное мышление, потому что в академическом мире у них были победы, они стремятся к успеху и боятся неудач. Хрупкие и ранимые личности попадают в «мертвую петлю» отчаяния, когда в проектной команде не могут работать лучше всех и получать похвалу от руководителя. А потом это состояние усугубляется, когда они уходят в себя, теряют дух, переходя в «мертвую свечу» [26].
Еще одним сегментом поля образования, где формируется свой механизм организации способа быть субъектом, является корпоративный университет. Корпоративные университеты появились в 70-е годы прошлого века на основе бизнес-школ 20-30 годов, погруженных в практику. В отличие от классического университета такие бизнес-школы базировались на обучении узкопрофессиональным специальностям. Первый корпоративный университет Gamburger University открылся в 1961 году в компании McDonalds. Корпоративные университеты обучают сотрудников не только решениям текущих практических задач, но и работают на перспективу. «Корпоративный университет — это выстроенная система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией и методологией, разработанная для всех уровней руководителей и специалистов в рамках идеологии и стратегии развития компании, а также задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями». Первыми идею дистанционного образования подхватили именно корпоративные университеты, доказав гибкость и превосходство в этом вопросе перед традиционным образованием. Еще в 2000 году проекты по web-обучению запустили 92% американские корпорации [9]. Первый корпоративный университет в России появился в 1999 году, это был Билайн/Вымпелком [27],[28]. Сегодня корпоративный университет управляет знаниями компании, управляет личными знаниями, предоставляет варианты для развития, предвосхищает ожидания бизнеса, понимает какие знания и навыки нужны и транслирует данный запрос в рекрутинг. В своем обучении по технологиям будущего корпоративный университет прошел путь от «говорящей головы», видео с элементами анимации, обучающих игр и скринкастов до VR, дипфейк-видео, иммерсивного видео. В асинхроне корпоративного обучения сейчас в тренде скрайбинг, аудиоподкасты, блоггинг, интерактивные конструкторы, иммерсив, симуляторы, скринкасты, анбоксинг.
В синхронном обучении в корпоративных университетах лидируют интерактивные вебинары, батлы, интервью, парное тьюторство. Хорошо зарекомендовали себя смешанные – синхрон-асинхрон – форматы: перевернутый класс, интерактивные онлайн-доски, геймифицированная домашка, марафлон в WA. Корпоративные университеты предлагают для сотрудника не традиционную карьеру (с карьерным продвижением, низкой изменчивостью, позицией/деньгами в организации, лояльностью к организации), а поливариативную карьеру со свободой выбора, высокой изменчивостью, самоудовлетворенностью, приверженностью своему жизненному пути [27]. Корпоративный университет (КУ) выступает обучающей средой, охватывающей широкий круг сотрудников и руководителей, ориентирован на функциональные и управленческие компетенции и нацелен на создание культуры обучающейся организации и возможностей обучения вне аудитории. Из учебного центра, ориентированного на обучение сотрудников и руководителей операционной эффективности и достижение операционных результатов, через драйвер лидерства — развитие лидерской культуры и лидерских компетенций у руководителей всех звеньев – и стратегическую платформу для привязки процесса обучения к созданию стратегии организации у руководителей высшего звена при решении стратегических вопросов развития компании к среде обучения- таков эволюционный путь развития корпоративного университета. Современный корпоративный университет как «уникальная среда обучения и развития лидеров» включает такие элементы: «инновационную систему многоступенчатых программ и технологий; балансированный портфель преподавательских ресурсов; центр создания и распространения новых знаний, сильный бренд КУ и глобальную сеть партнерств с ведущими бизнес-школами мира; передовую инфраструктуру, включая кампус; совокупность программ и проектов, усиливающих экосистему компании; операционную систему управления качеством и эффективностью образования мирового уровня»[28]. Для запуска корпоративного онлайн-обучения требуется широкий спектр знаний, умений, опыт в архитектуре образования, в педагогическом дизайне [29]. Поскольку корпоративные университеты первыми вступили на путь дистанта, то многие наработки активно используют и в онлайн-школах, и в инфобизнесе, также полезно присмотреться к ним и академическому образованию. А также у корпоративных университетов актуальная практика в формировании востребованных организациями и удовлетворенных собой работников.
Следующим сегментом поля образования, формирующим свой механизм организации способа быть субъектом, можно назвать Интернет. Приобщение к Всемирной паутине с конца 1995 года как к новой системе коммуникаций и организационной структуре ознаменовало, по мнению Мануэля Кастельса, вступление в новую галактику-галактику Интернет, сменившую «галактику Гуттенберга», мира печатных изданий. Культуру Интернета как некоторую коллективную конструкцию образуют четыре слоя: техномеритократическая культура, культура хакеров (программистов, производителей-пользователей Интернета), культура виртуальной общины и предпринимательская культура. Все четыре слоя объединяет также идеология свободы. Техномеритократическая культура вносит определенные правила и обычаи в кооперацию программистов, занимающихся техническими проектами. Культура виртуальной общины создает особую среду избирательного социального взаимодействия и символического единства. На основе культуры хакеров и культуры общины создается предпринимательская культура, которая получает прибыли от распространения Интернет — технологий в обществе. То есть мы видим, что культура Интернета имеет корни в научных кругах, в большой науке и академических кругах: «критерии технического совершенства, оценка работы коллег, открытый обмен информацией о результатах научных исследований»[5, с.51-79].В неформальном общении виртуальных сообществах, в ролевых играх тинейджеры экспериментируют со своей идентичностью»[5, с.142-143]. Так Интернет становится новым институтом социализации, наряду с семьей, школой.
Руководители Беркмановского центра по изучению Интернета и общества Дж. Палфи и У. Гассер обращают особое внимание, что цифровые аборигены экспериментируют с идентичностью, не контролируют свое цифровое досье, мало заботятся о конфиденциальности, могут сообщить свои персональные данные абсолютно незнакомому человеку; не думают о рисках похищения своих персональных данных; не думают о репутации во взрослой жизни. Опасностей в Сети тоже много: это не только интернет – зависимость, но и педофилы, порнография, троллинг и кибербуллинг и другое. А поскольку законодательство у стран разное, то защита со стороны закона в галактике Интернет, работает слабо[30]. Кроме знакомого нам поверхностного Интернета, есть еще и глубинный Dark Net c противозаконными и аморальными веб-ресурсами, где живут не только тролли, ультраправые, продавцы и покупатели нарко тиков, детской порнографии, веб-модели на порносайтах, но и сообщества по cамовредительству (анорексии, членовредительству, cуициду). Из Dark Net вышел «одинокий волк» — норвежский стрелок Андерс Брейвик (июль, 2011) [14]. На наш взгляд, там же, в Dark Net , находятся корни крымского стрелка Владислава Рослякова (17.10.2018) и казанского стрелка Ильназа Галявиева(12.05.2021).
Исследования цифровой компетентности подростков и родителей, провел Фонд развития Интернета при факультете психологии МГУ под руководством профессора Г.У. Солдатовой. Результаты Всероссийского исследования показали, что индекс цифровой компетентности подростков 12-17 лет равен 34%, а их родителей – 31%. Подросткам присущ оптимизм по вопросу существующих интернет-рисков, они рассматривают интернет упрощенно позитивно как «вольницу» и «мир чудес». Уровень своей цифровой компетентности оценивают иллюзорно. Подростки сталкиваются с техническими (вирусы, черви, трояны), потребительскими (злоупотребления правами потребителя), контентными (материалы с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией), коммуникационными (при общении и взаимодействии в Сети) рисками. Однако в силу цифрового разрыва со страшим поколением поколения Y и Z осваивают мировую Сеть самостоятельно. Столкновение с трудностями способствует в целом повышению цифровой компетентности подростка и взрослого в данной сфере (потребления, коммуникации, контента, техносферы)[31]. Однако дети и подростки не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами, когда с ними «работают» профессионалы нелюди, доводящие до суицида. Вспоминаются группы смерти типа Ф-57 «Море китов», «Киты плывут вверх» в социальной сети ВКонтакте – группы детей-китов. В комплексном воздействии на них применялись сектантские, маркетинговые, психологические и другие технологии по «промыванию мозгов», запустившие «эффект Вертера» и приведшие к уходу из реальной жизни 130 детей в возрасте 9 – 21 лет с ноября 2015 по апрель 2016 года [32]. Защитой и профилактикой онлайн- и оффлайн-рисков, по мнению, и российских, и западных специалистов является образование, создание специальных обучающих программ, использование образовательного потенциала Интернета, повышение уровня цифровой компетентности, преодоление «заговора молчания» между цифровым и аналоговым поколениями, взаимодействие, обмен опытом и диалог поколений по вопросам Сети и не-Сети) [31],[32].
Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что специально для школьников «белый интернет», который будет содержать только проверенный контент. Там будут фильмы, возможности для посещения музеев и театров онлайн, книги, художественная литература [33].
Значительным событием в галактике Интернет в последние 20 лет является создание свободной энциклопедии Википедии, в которой публикуются статьи на более 310 языках мира. В русской Википедии есть правила, хотя нет начальства и основа публикации – это внешние источники. Должны быть ссылки на авторитетные источники. В первую очередь, на научные издания, далее научно-популярные. Если в статье нет ссылок, то ставится шаблон предупреждения: есть сомнение в соответствии действительности. Такая статья может быть удалена участниками или восстановлена после улучшения. Материалы сайта доступны по лицензии». Пять столпов Википедии утверждают, что это энциклопедия (основана на ссылках), придерживается нейтральной точки зрения, (ссылки на проверяемые авторитетные источники), материалы находятся в свободном пользовании (общественное достояние), свод правил поведения (вежливость, правило трех отмен), нет строгих правил( правьте, изменяйте, переименовывайте)[34]. На наш взгляд, столпы Википедии напоминают культуру Интернета, о которой говорил М.Кастельс, особенно в части происхождения из академических кругов, из большой науки. Само функционирование Вики осуществляется по горизонтальному менеджменту.
Масштабным событием культуры весны 2021 гола стал трехдневный марафон «Новое Знание» (20-22 мая 2021), который проходил в смешанном формате в восьми городах России от Калининграда до Владивостока. Каждый город представлял одно из направлений просвещения «спорт, история и культура, наука и технологии, информационные технологии, индустрия и промышленность». За время марафона прошло более 100 мероприятий (открытых уроков, интервью, презентаций, дискуссий, мастер-классов). В них участвовало около 150 спикеров: ученые, бизнесмены, руководители IT-компаний, высокопоставленные государственные деятели, деятели культуры. Среди гостей были Илон Маск и Стив Возняк. В марафоне участвовало около трех тысяч оффлайн-участников. Марафон за три дня посмотрело онлайн около двадцати миллионов человек. Универсальный марафон станет традиционным и будет проходить один раз в год [35]. Обновленное общество «Знание» станет еще одним из источников организации быть субъектом.
Еще один инструмент и механизм, формирующий субъекта – это онлайн образование, образовательные корпорации. За последние 10 лет появилось широкая сеть интернет-образования- образовательные корпорации, онлайн-университеты [36]. В период пандемии, в условиях самоизлоляции спрос на онлайн-курсы вырос в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Многие образовательные платформы предоставили бесплатный доступ к библиотеке своих курсов: Нетология к 80 мини-курсам по маркетингу и менеджменту, GeekBrains к 30 вводным курсам по программированию, маркетингу, управлению, дизайну. А Coursera предоставила бесплатный доступ 3800 курсов по 400 специализациям студентам вузов на карантине[37]. Однако бесплатный доступ к онлайн-курсам и обучение в онлайн-университете- это не одно и тоже. Онлайн – университет- это погружение в образовательную среду, обучение с сопровождением, обратная связь с мотивационной поддержкой тьюторов и кураторов, персональная траектория обучения в синхроне/асинхроне, поддержка в учебном чате одногруппников и на общих ежемесячных встречах с командой онлайн-университета. То есть онлайн- университет –это и погружение в экосистему онлайн-университета, и переход от андрагогики к хьютагогике, обучение не только на лучших способах обучения, но и самообразовании, умении учиться [22]. «Экосистема—это независимые игроки, кооперирующиеся вокруг инноваций. Невозможно сверху приказать быть экосистемой, участники могут ею стать только по взаимному интересу. Особенность экосистемы именно в горизонтальной распределённой модели управления» [38].
Одним из проявлений данного партнерства являются совместные образовательные программы. Так, с 1 сентября 2021 года Нетология групп вместе с Высшей Школой Экономики запускаются онлайн магистерские программы «Управление цифровым продуктом» со сроком обучения 21 месяц вместе ИБДА РАНХиГС «Цифровое предпринимательство» сроком на 22 месяца. Обе магистерские программы завершаются выдачей диплома государственного образца Европейского приложения к диплому. Очень приятно, что чудесные планы становятся реальностью и происходит кооперация академического и неакадемического образования [39], [40].
Таким образом, первые итоги Вирусной революции в поле образования, на наш взгляд, таковы:
1.В условиях пандемии усилились две тенденции: академическое, формальное образование активно осваивало цифровые технологии, а EdTach, неформальное, дополнительное образование училось у академического нормативам качественного продукта и обретению репутации и престижа.
2.Пандемия показала, что сейчас, как и прежде, востребованы все виды знания, за исключения лженаучных, анитисоциальных, анитичеловечных. За качество фундаментальных и прикладных знаний формальное и неформальное образование будут выступать вместе.
3. В цифровом обществе с экономикой впечатлений и экономикой поведения контроль не всегда выступаем репрессивным инструментом, он может быть механизмом адресной персональной заботы о человеке.
4. Нормативы и оценка могут быть и другими, а не просто линейно авторитарными и репрессивными. В экосистемах учитываются метрики всех участников образовательного процесса: студентов, заказчиков, методистов, онлайн-школы/корпоративного университета. Все метрики равнозначны, иначе экосистема не работает.
5. В современных условиях наметилась тенденция на партнерство и коллаборацию не только внутри образовательного бизнеса, но и между академическим и неакадемическим (образовательными корпорациями, корпоративными университетами) секторами образования. У каждого сегмента образования есть, то, чему можно поучиться друг у друга. Объединение совместных усилий могут создать лучший образовательный продукт, соответствующий сегодняшнему дню.
Литература.
1.Фуко М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году.-Спб.: Наука, 2011.-С.13-34
2.Кант И.Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? /Кант И. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.6. М., 1966. с. 25
3.Ницше Ф. Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни //[Электронный ресурс] URL https://nietzsche.ru/works/main-works/history/?curPos=4 .[Дата обращения 28.05.2021.]
4.Смолл Г.,Ворган Г.Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета.-М., 2011.- 352 с.
5.Кастельс М.Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. -Екатеринбург: У- Фактория , 2004-328с.
6.Кузьминов Я.И.Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир (27.03.2020). // [Электронный ресурс] URL https://www.rbc.ru/opinions/society/27/03/2020/5e7cd7799a79471ed230b774 .Дата обращения 2.06.2020.
7.Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология.-М.: Издательство МГУ, 1994, 136 c
8.Мынбаева А.К. История, теория и технологии научной деятельности высшей школы. –А., 2010.-257 с.
9.Грачева С.Корпоративные университеты за рубежом (История создания, опыт, современность).//Управление персоналом, 2008, N 5
//Электронный ресурс] URL
https://www.top-personal.ru/issue.html?1496 Дата обращения 29.05.2021.
10.Фуко М.Археология знания.-СПб, 2012.-416 с.
11.Грицанов А.А. Порядок дискурса//Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск: Современный литератор.-С.418-425.
12.Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык.-СПб: Питер, 2018-304с.
13.Клейн.Почему художественная литература лучше учебников по управлению//Новинки от издательства Альпина Паблишер//Электронный ресурс] URL
// https://radiomayak.ru/shows/episode/id/2541435/
Дата обращения.31.05.2021.
14.Бартлетт Дж. Подпольный Интернет: темная сторона мировой паутины.-М.:Эксмо, 2917.-352.
15.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. М, 1998.
16. Фуко М.Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы.- М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.-416 с.
17.Делез Ж. Контроль и становление. Post scriptum к обществам контроля//Делез Ж. Переговоры. -Спб.: Наука, 2004.-С.215-233
18.Коронкевич М.Виагра для бизнеса.16 шагов по увеличению прибыли.-М.: АСТ, 2020-256 с.; Почепцов Г.Г. Стратегия.- М., К., 2005-384 с.
19.Кузнецов У.Робот вместо человека: к чему это приведет?//Физики и лирики//Радио Маяк.7.06.2021.// [Электронный ресурс] URL
Дата обращения 15.06.2021.
20.Асанов Н. А.Составление учебно-методической документации и организация учебного процесса в вузе.-А, 2005.-114с.; Сборник нормативных документов по организации образовательного процесса в Казахском национальном университете имени аль-Фараби.- А., 2012.-252с.
21.Нодь А. 5 советов опытного тьютора. Простые лайфхаки, как давать грамотную обратную связь на домашние работы студентов онлайн-курсов.//[Электронный ресурс] URL
https://edmarket.ru/blog/5-advices-for-tutors/Дата обращения 15.06.2021.
Потехин А. KPI образовательного проекта: в чем измерять эффективность? Как понять, что ваши онлайн-курсы приносят результат слушателям? Как узнать, развивается ли наша онлайн-школа или стагнирует? Без метрик эффективности никак//[Электронный ресурс] URL
https://edmarket.ru/blog/kpi-of-e-learning/ Дата обращения 15.06.2021.
22. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения //Непрерывное образование XXI века.- 2013.-Вып.3. //[Электронный ресурс] URL
https://drive.google.com/file/d/1QvoMMFEnEf6V_XlvyRZzm7s-_ldriYr2/view Дата обращения 14.06.2021.
23.Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью: Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели.- М, 2011.-361 с.
24.Бурдье П. Homo Academicus.-М.: Изд-во Института Гайдара , 2018.-464 с.
25. Бурдье П.Формы капитала. [Электронный ресурс] URL
Дата обращения 9.06.2021.
26.Аргирис К.Как научить ученого //Управление знаниями.- М.: Альпина Бизнес Букс.-С.83-107
27.Великанова А. Открытый урок « Корпоративный университет- как обучать сотрудникам технологиям будущего».27.марта 2021 //[Электронный ресурс] URL
Дата обращения. 27.03.2021.
28.Исакова О. Открытый урок « Корпоративный университет. Как доказать право на существование?».4 апреля 2021 //[Электронный ресурс] URL https://course.top-career.ru/y?utm_source=mail&gcmes=11817187246&gcmlg=4219604
Дата обращения.4.04.2021.
29.Литвинова М.Архитектура корпоративного онлайн- обучения.// [Электронный ресурс] URL
Дата обращения 10.06.2021.
30.Пэлфри Дж.Дети цифровой эры.-М., 2011.-368 с.
31.Солдатова Г. и др. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования.- М.: Фонд Развития Интернет, 2013.-144 с.
32.Мурсалиева Г. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в Интернете- М: Издательство АСТ, 2017.-320с.
33.В России создадут «белый интернет»// [Электронный ресурс] URL
Дата обращения13.06.2021.
34.Каганер П.Л. « Не рычите на Вики». Как перестать злиться на Википедию и начать пользоваться ею как инструментом освоения информационного ландшафта.// [Электронный ресурс] URL
Дата обращения12.06.2021.
35. Новое знание-Российское общество» Знание»// [Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
Марафон « Новое знание» набрал около 20 миллионов просмотров //[Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
36. 35 крупнейших EdTech-компаний России: рейтинг РБК//[Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
37.Карантин и онлайн-образование: как пандемия повлияла на рынок и его игроков//[Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
38. «Мы присутствуем при зарождении новой парадигмы»: Павел Лукша об экосистемах в образовании//[Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
Хотите решить проблемы образования? Объединяйтесь в экосистемы//[Электронный ресурс] URL
Дата обращения 13.06.2021.
39. Все, что Вы хотели знать об образовании, но боялись спросить
// [Электронный ресурс] URL https://gaidarforum.ru/ru/program/964/ Дата обращения 14.06.2021.
40.Высшее образование//[Электронный ресурс] URL https://netology.ru/degree
Дата обращения 14.06.2021.