Александр Рузанов, президент BRIF Research Group
ВСТУПЛЕНИЕ: Об исследовании
В марте 2020 года в Казахстане объявили карантин в связи с пандемией коронавируса. Жизнь замерла.
Исследовательские компании тоже практически встали. Наша деятельность – опросы, фокус-группы, встречи – во многом была связана с личными встречами, общением с людьми. И такая возможность оказалась закрыта. Нам предстояло осознать ситуацию и приспособиться к новой жизни, которая неизвестно сколько будет длиться.
И мы решили провести свое собственное исследование о влиянии пандемии на жизнь общества, бизнеса, людей. Нам это было важно, чтобы самим понять, что нам делать, и рассказать об этом нашим клиентам, партнерам, и всем, кому это интересно.
Мы условно назвали наше исследование модным словом «гибридное». В проекте мы использовали комбинацию самых разных методов и подходов, включая наши собственные наблюдения, ощущения, размышления.
В числе использованных методов были:
— опрос экспертов (15 человек, бизнесмены, маркетологи, преподаватели, и другие специалисты, с опытом предыдущих кризисов, думающие и действующие люди)
— онлайн форум с потребителями (40 человек, в онлайн форуме, в течение нескольких недель отвечали на наши вопросы, выкладывали свои впечатления, рисунки и пр.)
— изучение текущей статистики, публикаций, вебинаров, экспертных мнений (кроме доступной статистики и материалов, мы активно посещали вебинары и изучали результаты исследований других коллег-исследователей (1))
— включенное наблюдение (мы активно сами были включены в эту ситуацию, и старались извлечь из своего наблюдения и переживаний все полезное, неслучайное, инсайты)
— мозговые штурмы команды (и конечно, мы активно обсуждали в команде все полученные результаты, делились идеями и впечатлениями, вырабатывали общее видение ситуации)
Исследование проходило в марте-мае 2020 года. Первую презентацию мы провели в конце мая. Однако, ситуация с пандемией развивается, и наше исследование продолжается. Мы продолжаем собирать и анализировать информацию, корректируем, дополняем и развиваем наше представление о влиянии пандемии на общество, людей и бизнес.
Хотел бы выразить свою благодарность Марии Проценко, Динаре Абдильдиновой и всей команде BRIF Research Group, усилиями которых было проведено это исследование. Благодарю Алексея Мороз, нашего консультанта в проекте «Тренды молодежи Казахстана», за те идеи, которые были использованы в нашем исследовании.
- Что такое пандемия – экспертные оценки и прогнозы
Пандемия – это эпидемия, охватившая практически весь мир, повлиявшая на жизнь всех стран и людей.
Коронавирус, COVID-19 не первая «зараза», охватившая много стран и угрожающая населению. Были «испанка», чума, холера и другие болезни, выкашивающие сотни тысяч и миллионы людей. Как правило, такие массовые эпидемии оказывают влияние цивилизационного и геополитического масштаба на жизнь стран и всего человечества. Иногда они уносят половину населения страны, сильно влияют на перераспределение ресурсов, власти, влияния.
И пока еще сложно оценить реальные последствия нынешней ковид-пандемии, она еще не закончилась. Даже влияние ковида на организм человека пока не изучено и представляется нам недооцененным (как в плане текущего влияния во время болезни, так и масштабы и последствия пост-ковидных явлений, объединенных понятием «пост-ковидный синдром»)
Нашим экспертам пандемия представляется как «идеальный шторм», когда в одном временном промежутке совпали сразу несколько кризисных явлений большого масштаба: ковид-пандемия, макроэкономический кризис, турбулентность на рынке нефти.
При этом суть ситуации можно описать тремя характеристиками:
— экзистенциальность (оказались под угрозой не просто экономические условия жизни, но и сама жизнь и здоровье всех людей)
— непредсказуемость и неопределенность (ни один эксперт не возьмется описать ни силу влияния пандемии, ни длительность ее)
— инфодемия (пандемия сочетается с беспрецедентным явлением инфодемии. Благодаря всеохватности и моментальности распространения информации в соцсетях, мессенджерах, интернете, СМИ информация обрушивается на людей бесконтрольно, в гигантских объемах, без понимания – где правда, а где ложь, фейк)
По мнению экспертов, наиболее вероятными последствиями влияния пандемии на общество, экономику, население будут следующие:
- Ожидаемые сроки возврата экономики к уровню до пандемии – 2-3 года (то есть 2022-23 гг)
- Рост цен на многие товары и услуги
- Падение уровня жизни у значительной части населения
- Расцвет нижнеценового сегмента на рынках массового потребления
- Возможный наплыв дешевых контрабандных товаров
- Возобновление или активизация миграции квалифицированной и обеспеченной части населения
- Тотальная цифровизация жизни на всех уровнях, которая, с одной стороны, открывает новые возможности (дистанционные проекты, образование, торговля, стирание границ), с другой стороны, несет в себе большие риски оруэлловского тотального контроля и исчезновение приватности и личной свободы как таковых («цифровая тюрьма», «цифрофашизм»)
Некоторые эксперты считают, что мы прожили аномально долгий период в относительно комфортной ситуации, в мире, без больших потрясений, которые выпали на долю предыдущих поколений (чего только стоят 2 мировые войны в 20 веке). Вероятно, этот период спокойствия и порядка закончился. И нам предстоит вступить в период, когда частота и сила кризисов будут нарастать, будет увеличиваться хаотичность, неопределенность и непредсказуемость происходящих процессов как на уровне отдельных стран, так и на глобальном уровне.
Собственно, ковид-пандемия обозначила, что мы уже вступили в период «новой нормальности», когда «пребывание в кризисе, в турбулентности будет нормой». Надя Жексембаева (2), международный антикризисный консультант рекомендует как на личном уровне, так и на уровне компаний, стран учиться постоянно жить и работать в режиме «пере-сборки». То есть – долгосрочное планирование уже не будет работать, и надо уметь на всех уровнях быстро перенастраивать все процессы и всю жизнь, адаптируясь к «стабильной хаотичности».
Пере-осмысление, пере-смотр, пере-сборка – это основной вызов и ключевой навык для адаптации в новой реальности.
2. Снижение качества и уровня жизни
Снижение качества и уровня жизни – наиболее существенные и чувствительные последствия влияния ковид-пандемии для многих людей.
Уже в начале введения ограничений в связи с вирусом (март-май 2020) многие исследования показали, что людей больше волнует возможная потеря работы, утрата или снижение доходов, чем страх перед болезнью.
И эти настроения получили подтверждение уже в более поздних исследованиях. Например, исследование «Евразийский монитор» (проводимое в Казахстане ОФ «Стратегия») показало драматическое снижение удовлетворенности населения своим экономическим положением.
На вопрос «Как бы вы оценили в настоящее время материальное (экономическое) положение вашей семьи?» только 14% опрошенных ответили «хорошо/очень хорошо» (в 2020 году, до начала пандемии, таких было в 2 раза больше – 31%). А «плохо/очень плохо» ответили 26% (в 2020 году таких было 11%).
«Евразийский монитор» ежегодно замеряет социальные настроения с 2004 года, и показатели 2021 года – наихудшие за всю историю измерений, а это 17 лет, включая кризисные 2009-10 годы. (Это исследование проводилось 6-19 февраля 2021 года по общенациональной выборке) (3)
Этот опрос и другие исследования позволяют предполагать, что доля среднего класса в Казахстане в результате пандемии может снизиться с 30% до 15-20%.
Однако, когда мы говорим о снижении качества жизни, то имеем в виду не только экономическое благополучие населения. Качество жизни включает в себя и состояние здоровья, чувство безопасности, мобильность населения как внутри страны, так и возможность перемещений по миру, возможность культурного развития, образования, развлечений и полноценного общения.
Все эти характеристики существенно снизились из-за пандемии и ограничений, связанных с нею. Поэтому можно сказать, что качество жизни в целом у большинства людей и семей значительно понизилось. И масштабы этого понижения пока еще не оценены в полной мере.
3. Пандемия выпускает «демонов». Тревожность, психоз, депрессии на разных уровнях. Обострение проблем и противоречий
В практике аскетизма есть такое понятие «затвор, затворничество» — длительное нахождение в уединении и замкнутом пространстве для духовного совершенствования, для более сосредоточенной молитвы и покаяния. Однако, опытные отцы не разрешали уход в затвор многим монахам. Нахождение в затворе предполагало обострение духовной борьбы и встречу с демонами, которую не все могли вынести без печальных для себя последствий.
Карантинную жизнь и всю ситуацию с пандемическими ограничениями можно в чем-то сравнить с таким внутренним затвором: персональным, для семей, для целых городов и стран — без традиционных и привычных поездок, коммуникаций, общения. И все мы, в той или иной степени, встретились со своими «демонами» — накопившимися проблемами, комплексами, скрытыми конфликтами.
Ситуация пандемии заставила каждого человека встретиться с «демонами» на разных уровнях. Если не встретиться, то – серьезно о них задуматься:
Я – Я – кто я, зачем живу, чего я достиг, выживу ли я
Я – СЕМЬЯ (близкие) – нужен ли я своей семье, как живет моя семья, есть ли в нашей семье понимание и любовь, сможем ли мы сохранить семью
Я – КОМПАНИЯ (работа, учеба) – нужен ли я компании/организации, что будет с компанией, смогу ли я сохранить работу, в чем смысл моей работы, нужна ли мне эта работа, обеспечит ли она меня необходимым доходом, что будет с командой?
Я – ОБЩЕСТВО (страна) – что будет с нашей страной, выдержит ли она, не будет ли внутренних конфликтов, войны?
Я – ГОСУДАРСТВО (правительство) – верно ли действует государство, помогает ли мне и моей семье, насколько я доверяю государству
Некоторые «демоны» уже вырвались на волю. Здесь риски: (1) обострение проблем на всех уровнях, (2) неконтролируемый психоз, депрессия, утрата воли к жизни.
Рост числа психических расстройств в разных странах уже отмечается многими специалистами, психологами и психотерапевтами. Так, наша казахстанская врач-психотерапевт Жибек Жолдасова приводит результаты американского исследования по скринингу психических расстройств (4).
Было опрошено 169 тысяч человек в возрасте от 11 до 65 лет. И результаты последнего опроса (май-июнь 2020 года) показали серьезное увеличение уровня тревоги и депрессии по сравнению с январем 2020 года, когда информации о коронавирусе было мало, и мало кто верил, что эта проблема выйдет за пределы китайского Уханя.
Июньский опрос показал резкий рост числа депрессий, тревожности, психозов и суицидальности по сравнению с январем. Например, тревожность выросла на 406%, а депрессивность – на 457%. Основными факторами тревожности и депрессии были названы: одиночество (74%), изоляция (65%), горе или потеря (25%), финансовые проблемы (24%).
И мы уверены, что такая ситуация не только в США, а во многих странах. Поэтому считаем, что психологическая поддержка и помощь людям, семьям, организациям превращается из желательной в обязательную меру.
4. Реакции социума на пандемию. 4 сценария
Конечно, пандемия не могла не повлиять и на социум, на происходящие в нем процессы, она, как триггер, выявляет иногда скрытые конфликты или, наоборот, служит причиной солидаризации.
Социолог Виктор Вахштайн (5) выделяет 4 возможных сценария, как пандемия может повлиять на общество:
- SARS, активисты недовольные пассивностью правительства объединились для совместных действий)
- Солидаризация – пандемия стимулирует людей, группы видеть какие-то общие ценности, цели и объединяться для их достижения. В таком случае, пандемия играет роль «судьбы» и тогда мы получаем «нацию – общество судьбы» (М.Вебер). Здесь могут сыграть большую роль либо государство, если оно сумеет использовать пандемию и предложить обществу солидарность для борьбы с болезнью, либо гражданские активисты, общественные группы (как это произошло в 2003 году в Гонконге, когда во время эпидемии SARS, активисты недовольные пассивностью правительства объединились для совместных действий)
- Поляризация – это обратная ситуация, когда пандемия становится триггером открытого конфликта двух или более социальных групп, противоречия между которыми существовали и до этого, но в скрытой форме. Вахштайн в качестве примера приводит обострение борьбы между католиками и протестантами в Монреале в 1885 во время эпидемии черной оспы.
- Атомизация – это одинокое выживание отдельных людей и семей. Каждый сам за себя. Эта ситуация хорошо описана А.Камю в его книге «Чума».
- Трайбализация – это объединение людей для взаимопомощи на основе родственных связей, и чаще всего такая модель работает в небольших городах.
По Казахстану в таком разрезе исследований нет. Но позволим себе выдвинуть гипотезу, что солидаризации общества у нас не произошло, как и серьезной поляризации. Жизнь значительной части населения, особенно в крупных городах, может быть описана как атомизация на уровне личностей и семей. А в средних и малых городах чаще действует сценарий «трайбализации», который, впрочем, наблюдался и до пандемии.
5. Человеческие страхи и ожидания. 4 типа восприятия и поведения в условиях пандемии
Для нас было важно понять ситуацию пандемии не только на уровне страны, всего населения, экономики, но и на уровне индивидуального восприятия и поведения. Как человек изнутри переживает это необычное время, чего он боится, как себя ведет, что в нем меняется?
Для решения этой задачи мы использовали онлайн форум с респондентами, которые представляли собой средний и работоспособный слой населения, до пандемии вполне благополучные, имеющие работу, материально обеспеченные.
И на основе развернутых ответов о своих переживаниях, страхах, желаниях, надеждах, мы построили 4 психологических портрета, которые можно считать типажами по восприятию пандемической ситуации и по способу поведения в ней. Для построения целостных образов мы также использовали интервью с экспертами, наш собственный опыт и наблюдения.
В основе образов лежат конкретные цитаты и высказывания людей, участвовавших в исследовании. Мы выявили и создали 4 гипотетических типажа, которым дали условные названия, отражающие общее психологическое состояние и отношение к происходящему:
«эмоциональный пессимист», «конструктивный скептик», «реалистичный оптимист» и «рациональный пофигист».
Ниже мы приводим краткие характеристики этих типажей. Все эти образы – сборные, и все личные характеристики – вымышленные.
1) Эмоциональный пессимист
Виолетта, 37 лет, живет в Шымкенте. В разводе, 1 дочь – 12 лет. Работает администратором в ресторане.
Преобладающий настрой: «Жизнь никогда не будет прежней!» Лишилась работы и натерпелась страха.
Боялась за ребенка и за себя. Очень подвержена инфодемии.
Денег хватало только на необходимое.
«Стала вегетарианкой добровольно-принудительно»
В приоритете – работа, задача – выжить.
Возникла брезгливость и страх заразиться.
Абсолютно не верит государству и тому, что о ней позаботятся.
Экономия – новая норма жизни.
Переосмысление своей жизни «в чем смысл?»
Новые задачи и потребности:
— Экономия – новая норма
— Острая необходимость эмоциональной поддержки
2) Конструктивный скептик
Рашида, 39 лет, живет в Алматы, замужем, 2 детей. Предприниматель, владелец небольшого консалтингового агентства.
Преобладающий настрой: «Не говори, а делай»
Оперативно приняла меры и перевела бизнес на удаленку.
Переживала за пожилых родителей и за бизнес.
Стала больше обращать внимания на здоровое питание.
Несколько выросли затраты на продукты, так как выросли цены.
В приоритете – работа, восстановить уровень жизни своей семьи.
Рост внимания к личной гигиене и ЗОЖ.
Негативная реакция на позитивные лозунги («Верь в лучшее», «Все будет хорошо» и тп)
Переосмыслила планы на жизнь, всерьез задумалась о создании своего хозяйства, где можно переждать подобные периоды.
Новые задачи и потребности:
— Сервис «Не говори, а делай»
— Рост внимания к личной гигиене и ЗОЖ
3) Реалистичный оптимист
Асхат, 35 лет, живет в Нур-Султане, женат, 3 детей. Работает экономистом в Министерстве.
Преобладающий настрой: «Надеемся на лучшее. Люблю свою страну и семью»
Работа и доход сохранились, работает на удаленке.
Боялся экономического кризиса из-за пандемии, потерять доход.
Стал покупать больше овощей и фруктов, несмотря на подорожание.
Понравилось заказывать продукты он-лайн.
В приоритете – базовые ценности: здоровье, семья, вера.
Деньги как средство существования, а не роскоши.
Возрастает важность личного пространства, так как все время с семьей и детьми.
Верит, что наше правительство и государство справятся с выходом из коронакризиса.
Новые задачи и потребности:
— Акцент на базовых ценностях
— Умный он-лайн шопинг
— Возросла важность личного пространства
4) Рациональный «пофигист»
Айдар, 27 лет, живет в Алматы, холостой. Живет отдельно от родителей, хорошо зарабатывает. Программист (работает в команде технологичного банка и пишет программы на фрилансе)
Преобладающий настрой: «Мы сами творцы своей судьбы. Прорвемся!»
Стало больше работы, особенно на фрилансе, соответственно и денег.
Переживает за родителей и возможность затяжного кризиса.
Как и до карантина, заказывает еду с доставкой, закупается в магазине у дома.
В приоритете – работа, самостоятельное улучшение своих позиций.
Уверенность в росте спроса на профессиональное программирование.
В силу увеличения виртуальной активности выросли риски психического выгорания.
Критически оценивает государство и его меры.
Активно занимается саморазвитием (чтение книг, игра на музыкальных инструментах, ПП, новые хобби, изучение новых языков программирования и иностранных языков)
Новые задачи и потребности:
— Кастомизация – не желание, а потребность
— Саморазвитие
— Виртуальная активность
Таким образом, мы видим очень разные типы восприятия и поведения в ситуации с ковид-пандемией. Очевидно, что государству, компаниям, всем людям и институтам, чья деятельность направлена на конкретных людей, при принятии своих решений стоит учитывать существующие различия в восприятии пандемии, и планировать свои коммуникации и действия, исходя из этого.
8 мега-трендов социальной реальности
В итоге нашего исследования мы вывели 8 социальных мега-трендов, которые обостряются или проявляются, благодаря ситуации пандемии и своего рода «затвора», снижения мобильности. Некоторые из этих трендов очевидны и лежат на поверхности, а некоторые гипотетичны и являются потенциальными.
- Выживание и безопасность
Пандемия создала угрозу здоровью и самой жизни почти всех людей. И базовые ценности выживания и безопасности из неосознаваемых стали центральными и определяющими остальную структуру ценностей и самой жизни.
Причем если выживание имеется в виду в буквальном смысле, то безопасность – это и о физической жизни, и о сохранении работы и дохода, и о психическом здоровье.
И все эти боли и переживания четко отслеживаются исследованиями по всему миру: выживание и безопасность выходят на первое место среди осознанных потребностей.
2. Перемещение фокуса из внешнего мира на триаду «Я-Семья-Дом»
В до-пандемическом мире фокус внимания и интересов находился во вне – мир, работа, образование, развлечения, путешествия, тусовки и т.п. – а семья и дом чаще всего были «базами отдыха», местом подзарядки.
Пандемия же и каскад локдаунов и ограничений на передвижения сделали жилище, дом основным местом не только быта, но и бытия. Семья оказалась главным социумом.
Исследования показали, что многие стали стремиться обустроить дом и быт, чтобы там было комфортно не только спать, но и работать, развлекаться, жить. Для многих семей вынужденное длительное совместное пребывание стало поводом вольной или невольной концентрации внимания на качестве семейной жизни.
«Новая нормальность», экзистенциальные угрозы заставили также многих задуматься о себе и о смысле своей жизни и существования.
Триада «Я-Семья-Дом» стала фокусом и центром притяжения не только повседневного внимания, но и заботы и финансовых потоков.
3. Пере-осмысление, пере-сборка, пере-смотр
Новая реальность, где нарушены все повседневные практики и привычные процессы, выталкивает из мира, где все понятно и знакомо.
Переосмысление становится необходимостью для всех – для людей, семей, организаций, стран. Чтобы адаптироваться в новой ситуации и найти свое место, приходится пересматривать свою жизнь, обычный образ мыслей и дел, и пересобираться почти заново.
Как мы уже писали, переосмысление, пересмотр и пересборка – это не только вызовы на короткий период. Умения и навыки пересмотра и пересборки становятся ключевыми для жизни с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости.
4. Миграция и тектонические сдвиги структуры населения
С 2012 года поток уезжающих из Казахстана на постоянное место жительства превышает поток приезжающих. И разница нарастает в пользу миграции из страны. Так, в 2019 году в Казахстан прибыло 12 тысяч человек, а уехало – 45 тысяч.
Мы думаем, что карантин замедлил отток, создав тренд отложенной миграции. Однако, сам факт пандемии и связанных с нею ограничений и дополнительных рисков – возможная потеря работы и дохода, угроза жизни и здоровью, рост цен и др. – могут послужить фактором, усиливающим миграционные настроения и решимость уехать. Это станет видно по статистике 2021-2023 годов.
Наши исследования молодежи 2017-19 годов показали значительные миграционные настроения у русскоязычной молодежи и незначительные – у казахоязычных молодых людей. Мы предполагаем, что активная миграция послужит тренду становления Казахстана как мононационального государства.
Статистики прогнозируют, что к 2030 году доля казахов будет составлять не менее 80% в структуре населения Казахстана. Нам кажется, что пандемия здесь служит скорее триггером внешней миграции.
5. Усиление ментального сегментирования по регионам
Наше исследование молодежи 2019 года показало, что города отличаются между собой не только экономически. Не менее важны ментальные, культурные различия в отношении важных критериев, определяющих образ жизни и поведения (семья, вера, деньги, досуг, шопинг и потребление).
В Казахстане формируются различные «ментальности», «образы», базирующиеся прежде всего на региональных отличиях, на особенностях жизни в разных городах и регионах страны.
Эти ментальности могут существенно отличаться от города к городу, от региона к региону, и влиять на поведенческие паттерны жителей по ряду базовых критериев (семья, вера, деньги, досуг, потребление).
Пандемия и связанные с ней ограничения могут сыграть роль катализатора, усиливающего и обостряющего процессы дифференциации между «менталитетами» различных регионов.
6. Пузыри реальности
В молодежном исследовании 2019 года мы обнаружили такой тренд, как образование и существование социальных «пузырей».
Пузыри – некая замкнутая на себя мнимая реальность, которую человек или группа, находящиеся в этом пузыре, принимают за действительность, за свой мир, где они могут реализовать свою потребность в свободе и самореализации.
Пузыри могут быть индивидуальными или групповыми.
Опасность этих пузырей – в их замкнутости, закрытости, «закукливании» вокруг самих себя.
Без понимания сути пузырей не достучаться до целых групп и слоев людей.
В Казахстане для многих семья – это базовая ценность. Однако, нередко можно наблюдать гипер-опеку в отношении молодежи со стороны семьи (не только родителей, но и клана). Человек, рождаясь из материнской утробы, попадает в «утробу семейной гипер-опеки». И это может не помогать, а препятствовать самореализации молодого человека, свободе его выбора. В этом смысле, семейная гипер-опека может служить причиной генерирования таких индивидуальных пузырей у молодежи.
Ситуация с пандемией может очень сильно усилить тренд генерирования пузырей.
Ограничиваются передвижения. Шансы пересечения миров минимальные. Многие социально значимые институты, которые создают шансы пересечения разных групп и миров – школы, университеты, культурные и развлекательные события – либо закрыты, либо сильно ограничены в деятельности. Роль и влияние семейной жизни и семейной опеки усиливается.
Мы предполагаем, что пандемия усилит тренд образования и закукливания пузырей. И цифровизация всей жизни, виртуализация образования и общения будет этому сильно способствовать.
7. Хикикомори
Термин «хикикомори» (перевод: «нахождение в уединении») ввел японский психиатр Тамаки Сайто (книга «Социальное затворничество: бесконечная юность» 1998 год)
Хикикомори (или «хикки») – это люди, не желающие выходить из дома, живущие на иждивении родителей, как правило, они испытывают страх, дискомфорт перед социальной жизнью, необходимостью учиться и работать, заводить семью
Начинается это с малого, но затем превращается в устойчивое нежелание общаться с внешним миром, с людьми за пределами своего дома.
Как правило, это психическое отклонение, а не просто особенность поведения, следствие – низкая воля к жизни, социальная смерть.
В Японии, вследствие сильных семейных традиций и высокого уровня жизни, позволяющего содержать таких великовозрастных детей практически всю жизнь, это стало опасным массовым трендом.
Гипер-опека в казахстанской семье является возможностью появления хикки.
Локдаун, как триггер, уход в виртуальное общение – делают этот риск реальным.
Кроме того, корона-карантин, боязнь заражения и болезни уже обострил у многих людей и групп страх реального общения, живых контактов.
Поэтому могут появиться и у нас не только люди, но и определенные устойчивые социальные группы с характеристиками «социального затворничества» — хикикомори.
8. Новая откровенность
До пандемии широким трендом было выкладывать о себе позитивную информацию, радостные фотографии, отчеты об успехах и достижениях.
За прошедший год многие столкнулись с серьезными проявлениями болезни в своем близком кругу, или сами переболели. В соцсетях стало нормальным писать о том, как переболел, как лечился, и пр. Появились даже сообщества, где обмениваются информацией о симптомах, протоках лечения и т.д. Это стало – нормальным.
Мы предполагаем, что тренд «новая откровенность» будет нарастать и это вызовет открытость не только в отношении болезни, пандемии, но и других сферах жизни.
7. Вместо заключения: Последствия пандемии и рекомендации, что можно сделать
По итогам исследования мы сделали несколько выводов – каковы основные последствия пандемии и что можно сделать, чтобы эти последствия нейтрализовать, либо извлечь из них пользу. Рекомендации обращены как к органам управления, так и к отдельным организациям и компаниям, и к отдельным семьям и людям, поскольку пандемия и ее последствия касаются всех уровней социума.
1) Кризис как образ жизни. В ходе пандемии кризис закрепляется как основание ментальности и диктует образ жизни, поведения и мышления.
Симптомы:
— массовое пограничное состояние
— внезапность и неопределенность ситуации (в том числе – по срокам окончания)
Что делать:
— обучать людей практикам спокойствия (уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях)
— вырабатывать готовность к действиям/жизни в различных сценариях (сценарное планирование)
— обучать антикризисному менеджменту как базовому способу управления
— оказывать эмоциональную поддержку семье, команде, клиентам, ближайшему окружению
2) Инфодемия, массовое информационное заражение
Симптомы:
— медиа-строительство кризиса
— информационные панические атаки
— массовое взаимозапугивание – (соцсети, мессенджеры)
Что делать:
— научиться и научить других информационной гигиене
— практиковать соблюдение информационного режима и детокса (периоды отдыха от информации)
— составлять списки надежных достоверных источников информации, и «черные списки» источников фейков
— помогать семье, клиентам, команде ориентироваться в инфо-хаосе
3) Социальное затворничество в сочетании с виртуальной гиперактивностью
Симптомы:
— дефицит физических контактов и общения
— виртуальная гиперактивность, ведущая к психическому выгоранию и омертвению души
— брезгливость и отчуждение в человеческих отношениях
— появления общества-хикикомори
Что делать:
— создавать места и возможности безопасных физических встреч
— научиться и научить других гигиене и безопасности виртуальной активности и жизни
— эмоциональная поддержка
4) Падение доходов, дефицит денег
Симптомы:
— безработица и безденежье волнуют людей больше коронавируса
— добровольно-принудительное вегетарианство, ухудшение рациона и качества питания
— донашивать-ремонтировать-обновлять – отказ от покупки новой одежды, вещей, техники
Что делать:
— помощь и рекомендации по здоровому полноценному питанию в условиях снижения доходов
— создание возможностей и мест для ремонта и обновления одежды, техники, вещей
— развитие благотворительности
5) Столкновение с самим собой и своими «демонами»
Симптомы:
— затвор и встреча с «демонами»
— семья – эпицентр карантинного быта
— развитие страхов, тревожности, депрессии на разных уровнях
Что делать:
— создание мест и возможностей персональной и семейной психологической помощи
— научиться и научить практикам психологической безопасности, от скатывания в депрессию
— эмоциональная поддержка
6) Переосмысление. Возвращение к вечным вопросам и базовым ценностям
Симптомы:
— осмысление жизни и всех ее аспектов
— переоценка прожитого и достигнутого
— пересборка на многих уровнях
Что делать:
— помощь в осмыслении, чтобы оно не превратилось в бесплодное самокопание
— создание реальных и виртуальных мест для встреч и дискуссий по важным жизненным вопросам
— создание эко-групп, участники которых осваивают практики осмысления и помогают друг другу
7) Трезвая адаптация к новой реальности
Симптомы:
— конец «позитивного» мышления
— уроки выживания
— настрой «терпеть-экономить-пахать»
Что делать:
— помогать трезво и всесторонне оценивать реальные жизненные ситуации
— научить создавать реалистичные и реализуемые сценарии жизни и выживания в критических условиях
— создавать, советовать и развивать источники информации о дополнительных заработках
— учить экономить
— создавать товары и услуги, помогающие экономить
Заканчивая эту статью, мы понимаем, что наши наблюдения, выводы и инсайты не окончательны, так как ситуация с пандемией еще не завершена. Неопределенность продолжается. Поэтому продолжается и наше исследование. Главное, чтобы было здоровье и силы его продолжать.
- Kantar, Nielsen, Gfk, KPMG и многим другим, внесшим вклад в понимание пандемии и ее влияния на людей
- reinvention» https://www.facebook.com/nadya.zhexembayeva
- https://ofstrategy.kz/images/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%95%D0%9C.pdf