БЛОГ Айман Кодар, Искусство беседы, Кино, Культурная жизнь

Олег Борецкий: о кино, о философии сегодня (Беседу вела – Айман Кодар)

Интервью с Олегом Михайловичем Борецким о современном состоянии кино и философии в Казахстане

Айман Кодар: Известно, что по образованию Вы – философ. Нам было бы интересно узнать, как Вы пришли к кино, почему для Вас это стало интересным?

Олег Борецкий: Все это началось давно,  можно сказать, что мне повезло, потому что мой интерес к кино совпал с моим знакомством с классическим  кино, когда  я посмотрел фильмы – Тарковского, Феллини,  Антониони, один из моих любимых режиссеров, Бергмана и так далее.        Я понял, что философия может существовать в нефилософских формах, то есть ф форме музыки, живописи и в том числе и в кино.  Когда я учился на последнем курсе, меня очень привлекал экзистенциализм, любимый писатель – Альбер Камю. У него есть такое выражение: «Хочешь быть философом – пиши романы», то есть,  по сути, философия может существовать в литературе. И у меня это началось с классики и дальше из хобби и интереса перешло в такие мысли, как «Кино- это вторая реальность», «территория смыслов», которые становятся визуальными, ведь философия – это размышление о любых вещах с точки зрения смысла. Смысл жизни, смерти, страдания, любви. Вот так это возникло примерно 25 лет назад.

Айман Кодар: А когда возник Ваш киноклуб?

Олег Борецкий: Сначала возникла программа на телевидении, это было 20 лет назад, 96, 97 год. А потом мне предложили делать «живой киноклуб», так как телевидение – это «мертвый киноклуб». А здесь все живо, началось это все с «Дома кино», кинотеатр «Цезарь» – продолжение.  Эту возможность мне предложил мой хороший друг,  который был директором «Дома кино», сейчас он директор кинотеатра «Цезарь».

 

Айман Кодар: Хотелось бы также узнать о репертуаре фильмов, которые Вы показываете в своем киноклубе сейчас и почему Вы выбрали именно эти фильмы?

Олег Борецкий: Изначальный принцип киноклуба – то, что мы не смотрим блокбастеры, мейнстримный интертейнмент, то есть, это  фильмы, которые должны быть содержательно интересными, то есть это драмы, например. В идеале это фильмы, которые вызывают какие-то споры, размышления в контексте этого фильма. Поэтому этот принцип очень влиял на отбор, потому что не только я, но и члены клуба предлагают какие-то картины. Мы обсуждаем скорее не сами фильмы, а темы, которые эти фильмы поднимают.  Основной негласный вопрос – «Про что это кино?».  То, что касается текущего дня, на начало мая тут задумка такая – 4 и 11 мая мы смотрим картины с юным дарованием, с актером Девом Пателем. Ему 27 лет, он играл в фильме «Миллионер из трущоб». А тут мы хотим  посмотреть два его последних фильма – «Человек, который познал бесконечность», британская картина, в которой он играет талантливого математика, и самый последний фильм, где он играл, эта картина шла на Оскара, называется  «Лев» – это драматическая история с интересной музыкой. Мне любопытно предложить посмотреть этого молодого актера в этих двух ролях. Потом мы перетекаем после 12 мая плавно в Европу, начнется «Неделя европейского кино», где участвуют 10 стран. В рамках клуба  это уже будет 18 мая, то есть в третий четверг месяца мы будем смотреть швейцарскую картину с Изабель Юппер. Эти фильмы буду представлять я и атташе по культуре европейских стран.

 

Айман Кодар: Значит, можно сказать, что Ваш киноклуб служит международному культурному диалогу между Азией и Европой?

Олег Борецкий: В чем-то да, но для нас это уже традиция. В течение 10 лет мы помогаем, сотрудничаем с европейским институтом культуры, туда входят Французский Альянс, Британский совет, Институт Гёте. Раз в год есть такая возможность представить свои фильмы у нас на языке оригинала с русскими субтитрами.

Айман Кодар: Я знаю, что Ваш клуб очень открыт для разных социально-культурных предложений, хотелось бы, чтобы вы рассказали о разных социальных проектах, которые проходят в рамках Вашего киноклуба.

Олег Борецкий: Когда к нам приходят люди с разными предложениями, обратить внимание на ту или иную проблему, мы стараемся откликаться и поддерживать их инициативу. Например, когда дело касается одиноких матерей или помощи детдомам, это кажется нам довольно важным. Как-то к нам обратился клуб «28 петель», который вяжет вещи для семимесячных недоношенных детей, и им нужны были просто нитки, и члены нашего клуба принесли  несколько пакетов клубков и ниток, а также мы посмотрели соответствующую французскую картину – «Трое мужчин и младенец в люльке». «28 петель» были очень нам благодарны. Это было очень приятно, потому что все стороны получили что-то полезное, и если в дальнейшем на нас будут выходить люди с такими идеями, то нам всегда это интересно. Всегда можно найти фильм, поднимающий ту же проблему. Так это было с проектом «Женщины ООН» о матерях-одиночках, когда мы устроили фотовыставку и посмотрели фильм «Сильная женщина» с Дрю Берримор в главной роли.

Айман Кодар: А что касается самого мира казахстанского и мирового кино? Вы показываете премьеры наших авторов? Работаете ли с коротким метром?

Олег Борецкий:  Когда есть такая возможность, нас всегда практически интересует короткий метр. Не так давно мы показали социальную картину о талантливых детях – «Я буду поливать тебя, мой цветочек». Мы пригласили режиссера  этого фильма, поговорили об этой короткометражке и современных проблемах молодежи и детей.  Недавно на фестиваль в Токио был принят фильм Максима Кадарова «Куб», который мы также показывали у себя вместе с режиссером, ему было очень приятно быть перед большой аудиторией на большом экране.  Кроме этого, у нас часто бывают премьеры казахстанских картин. Например, Ермек Турсынов до официального показа В Астане и Алматы, проводит свои премьеры в нашем киноклубе.

Айман Кодар: Киноклуб, как можно заметить, очень многомерен. Нам известно, что его деятельность простирается даже на радио. Расскажите, пожалуйста, о музыкальной составляющей Вашего киноклуба.

Олег Борецкий: Да, у нас периодически появляются идеи, в том числе и музыкальные. Если говорить еще пока о немузыкальных, то киноклуб расширяется. Например, полгода назад появилась идея  «Детского киноклуба», где мы показываем детям помимо аниме еще игровые фильмы. Кроме того есть «Век Люмьер», где мы смотрим самые известные классические фильмы. И вот у нас уже прошло два музыкальных вечера в Цезаре.  Первый вечер был посвящен Чарли Чаплину, и лауреат международных конкурсов Зульфия  Хандаева играла мелодию на фортепиано. Она была как тапер (музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы). Она сопровождала игрой кадры немого кино – 15 минут, а потом мы поставили с реставрированным звуком фильм «Огни большого города» Чарли Чаплина, я считаю один из лучших фильмов. Последний вечер был посвящен Мишелю Леграну. Мы показали видео, где он сам играет свою знаменитую песню «Мельница моего сердца», были опять же импровизации Зульфии Хандаевой и картина на французском с русскими субтитрами «Шербургские зонтики» с музыкой Леграна.  Ближайшая музыкальная встреча, которая будет 30 апреля в 17:00 – это будет Битлз, вечер так и называется «Beatles Forever», там вас ждет квартет, которые будет играть вариации известных хитов, потом будет картина  такая более современная с песнями Битлз «Через Вселенную».  А самое ближайшее – это встреча 7 мая «Rolling Stones».  Как минимум 4 музыкальных вечера в месяц мы бы хотели проводить. Вообще в планах – купить собственное фортепиано.

Айман Кодар: Вы неравнодушны к музыке, а вот интересны ли Вам, например, поэты Алматы? Можно было бы создать какой-нибудь вечер с ними и показать фильм о литературе?

Олег Борецкий: Вполне возможно. Мы кстати пару раз такое делали. Это нельзя назвать поэтическим вечером, просто члены клуба, которые пишут стихи, после просмотра определенного фильма выразили ту же тему в стихотворениях и продекламировали клубу.  Была картина «Полное затмение», где ди Каприо играет Артюра Рэмбо.  Дело даже не в том, чтобы подобрать фильм, если есть у нас поэты, которые пишут свои стихи, то это тоже может быть весьма интересным, почему бы нет.  Мы перед началом может 20-30 минут этому уделить время, а затем поставить фильм, который перекликается с их поэзией.  Как-то давно мы делали, например, презентацию произведений Юрия Серебрянского. Сейчас у него «Казахские сказки» вышли, он также со мной говорил на тему презентации данной книги у нас в клубе. У нас еще была замечательная встреча с Янушем Леоном Вишневским.  К сожалению, была только одна экранизация «Одиночества в сети», которая ему не очень понравилась.  Зато на встрече мы час беседовали о его романе “На фейсбуке с сыном”.

Айман Кодар: Вообще, самое важное, что происходит у вас в клубе – это обсуждение, открытый диалог, попытка осознать смыслы того или иного фильма, не так ли?

Олег Борецкий: Иногда обсуждения бывают очень интересными, интенсивными, иногда кто-то приходит просто послушать, не говорит на протяжении долгих лет, но он остается, потому что у него тогда фильм складывается по-другому. Есть люди, которые просто не могут не выступить, люди разные, у каждого свой характер, свой мотив, почему он приходит в клуб. Я думаю, что есть вот костяк, где-то 70-80 человек, которые берут абонемент, остальные ползала открыты для любых желающих, которые могут уйти после фильма, не оставаться на обсуждение. Это зависит от интересов и наличия времени каждого.

Айман Кодар: Расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности на «Радио Классика».

Олег Борецкий: Эта идея была мне предложена Жанией Аубакировой, которая является ректором консерватории и ведет программу «Диалог»,  большое ей за это спасибо. Программа, которую я веду, называется «Киноблюз», она выходит на «Радио Классика» 102.8 fm. Есть в последнее время – интернет версия, на  http://classicfm.kz/ru/programs/kinobliuz/archive , где уже выложено 30 программ. Они идут 50 минут, не прерываются рекламой. Там речь идет либо о каком-то композиторе, либо тематически, например, о мюзиклах, о музыке из фильмов, о церемонии вручения Оскара. Мне нравится это делать, потому что там моего размушления-комментария минут 15, остальное время – время музыки. Это киномузыка. Эта программа идет в понедельник и в пятницу. Сейчас записываем передачу о Нино Рота к фильму Ф. Феллини, следующий на очереди композитор – Рахман, который писал музыку с таким индийским колоритом. Он написал музыку к фильму «Мухаммед – посланник Бога» – это иранская новая картина, затем будет Морис Жарр, это отец Жан Мишеля Жарра, который известный электронщик. Я беру музыку Мориса Жарра из разных фильмов, чтобы представить его многогранное творчество. Киномузыка позволяет увидеть кино на радио. Если человек смотрел картину, то при прослушивании мелодии из фильма, у него рождаются кадры. Вообще мне нравится «Радио Классика» в отличие от других оголтелых радиостанций, где часто не хватает вкуса.  Пока это есть, мне это интересно, я это делаю.

 

Айман Кодар: Мы сегодня встретились с Вами на конференции, посвященной великому философу Бекету Галымжановичу Нуржанову в рамках проекта «Инактус», у Вас было очень интересное выступление, поэтому мне бы хотелось, чтобы Вы поделились своими мыслями о Бекете Галымжановиче и о состоянии философии на сегодняшний день в Казахстане.

Олег Борецкий: Бекет – один из немногих людей, которых я могу назвать философом. Его лекции, кружки, семинары в КазНУ им.аль-Фараби это большая честь и для Университета и для кафедры философии, на которой я работаю.Это его такая неторопливая манера повествования, он не был оратором, он был мыслителем, прежде всего. Качество его такое важное – независимость сознания, которое не выносит стереотипов, авторитетов, ограничений. Сознание не нужно модернизировать. Таких людей, к сожалению, очень мало. Разные наши призывы, реформы они ориентированы на инертное сознание, которое не хочет как-то меняться. Бекету это не нужно было, поскольку он был над этим.  В этом, может быть, его главная ценность. Те люди, которые выступали, и я в том числе, мы можем сказать, что Бекета очень не хватает, потому что и «Дни философии», которые мы проводили, неважно о ком о говорил, о Ницше, о  Деррида, о Борийаре, книги его, которые многие очень нагло перепечатывают, выдавая за свои. Когда я говорил ему, что это чистый плагиат, он в ответ говорил – «Ай, ради Бога». То есть, он не был человеком прагматичным, тщеславным. Его больше интересовали сами процессы, их динамика, их оценка, смысл, что происходит сейчас с человеком и культурой. То есть весь постмодернисткий дискурс его живо интересовал, потому что он касается вот таких вот глобальных вещей. Не хватает Бекета еще и потому, что какие-то процессы происходят, не важно – политические, социальные, культурные, религиозные, духовные, всегда хочется услышать его оценку. Такие люди, прежде всего, ценны этим, потому что такие люди по-другому что-то видят, и это становится тебе интересным, важным увидеть то, чего не видишь ты. Вот у Бекета это было, а 90 % часто этого лишены, а эти все степени и регалии – это все искусственно, все как мыльный пузырь. Если вот у меня что-то возникло, какая-то потребность или тема всплыла, я всегда открою книжку, это намного важнее.

Айман Кодар: Значит, Вы ощущаете какой-то кризис ценностей в Казахстане? Он есть или нет?

Олег Борецкий: О, ну это большая тема. Он не только в Казахстане, он всегда есть. И всегда возникает актуальность переоценки ценностей (идея Ницше). Есть у Хайдеггера такое выражение, студентам иногда его даю, чтобы они подумали: «Современный человек не знает интереса, а ценит только интересное», то есть, временное, поверхностное. А у Бекета был глубокий интерес, и он стал интересом всей жизни. И сегодня не каждый человек может похвастаться тем, что у него есть такой глубокий интерес, который становится его Дхармой, призванием в жизни, путеводителем, компасом, а люди живут очень ситуативно, скользят по поверхности, живут одним днем, то есть, нет этой основательности. Возможно, потом они об этом сожалеют, жизнь прошла, а что такого глубокого, интересного, потрясающего в ней было, они не могут. Поэтому очень жаль, что такие выдающиеся люди как Бекет и твой папа уходят очень рано. Такая коварная закономерность, что те, кто мог что-то еще дать и повлиять на какие-то процессы, сгорают очень быстро. Они часто сами торопятся, это тоже чувствуется, что они боятся чего-то не успеть, но все равно всегда это преждевременно, а потому и очень грустно. Хотя вот Ницше говорил там: «Умри вовремя». Цой умер вовремя, Высоцкий умер вовремя, но всегда интересно, а что бы еще значительного они могли сотворить.

Айман Кодар: Большое спасибо за конструктивный диалог, желаю успехов Вам в вашей многогранной деятельности, хороших студентов, приятных зрителей, пополнения участников в Киноклубе и прекрасных вдохновляющих картин, которые смогут повлиять на их взгляды, мировоззрение, предпочтения и миропонимание.