Архив выпусков, Журнал «ТАМЫР» Выпуск №49 2021, Журнал Тамыр, Свежий номер

Айман Жусупова. Культура в эпоху пандемии: эффекты кризиса на развитие отрасли

Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева, кандидат политических наук

Пандемия очень сильно отразилась на сфере культуры во всем мире. По итогам 2020 года 90% музеев не работали во всем мире, были уволены 10 миллионов человек, работающих в сфере киноиндустрии, треть картинных галерей сократила штат как минимум наполовину. Музыкальная индустрия не досчиталась по итогам прошлого года 10 млрд прибыли, а оборот в издательском бизнесе сократился на 7,5 процента. Были закрыты кинотеатры, театры, книжные магазины. 

Влиянию пандемии на сферу культуры было посвящено отдельное исследование ЮНЕСКО, в котором ситуация в сфере была охарактеризована как «чрезвычайная». Представители международной организации призвали правительства поддержать сектор экономики, который буквально «борется за выживание». В частности, Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле отметила: «Культура всегда помогала нам преодолевать кризисы, теперь наша очередь защитить разнообразие, в котором заключается ее сила».

По итогам проекта, ЮНЕСКО разработало для лиц, ответственных за принятие решений, документ «Культура в условиях кризиса: руководство по вопросам политики в интересах устойчивого творческого сектора». Он является одновременно практическим руководством, призванным помочь правительствам в решении проблем, с которыми сталкиваются работники сферы культуры во время пандемии, и содержит рекомендации в отношении того, как повысить устойчивость творческих отраслей в будущем.

В руководстве представлены три основных вида мер, предпринимаемых правительствами во всем мире:

  • прямая поддержка артистов и профессионалов в области культуры;
  • косвенная поддержка культурных и творческих отраслей;
  • и повышение конкурентоспособности культурных и творческих индустрий.

Например, Филиппины предоставили индивидуальную финансовую помощь сотням работников культуры, пострадавших от карантинных ограничений, в то время как Германия и Объединенные Арабские Эмираты заказали и приобрели произведения искусства в качестве формы оказания помощи и получения доходов для артистов.

Безусловно, с точки зрения экономики, это расходы. Тем не менее, с точки зрения социальной эффективности, это вклад в гармонизацию общественной жизни. В частности, как подчеркивают эксперты из сферы культуры, именно это понимание истинной ценности и значимости искусства и подвигло знаменитого экономиста Джона Мейнарда Кейнса создать в Великобритании Совет по делам искусств, который занимался выделением субсидий, во время Второй Мировой войны, что вызвало тогда немало осуждения. И сегодня в США и Великобритании, из центрального бюджета и от муниципалитетов в сферу культуры идут серьезные финансовые потоки.

Креативный сектор первый попал под удар

Безусловно, можно утверждать, что работники сферы культуры, большинство из которых работало до кризиса на неформальной основе, попадали под удар в первую очередь, оказались особенно уязвимы в плане социальной и экономической незащищенности.

Понимая и признавая роль креативной экономики как с чисто прагматической, материальной, так и с духовной точки зрения, международные организации призывают правительства всех стран поддержать сектор в этот непростой период. В частности, Волкан Бозкыр, Председатель Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул, что в период пандемии во всем мире произошло более четкое понимание и признание тех дивидендов, которые сектор культуры приносит глобальной экономике и национальным ВВП.

Так, вклад креативных индустрий в ВВП до пандемии составлял в среднем по миру 6,6%, в развитых странах – 8-12%. Кроме этого, сектор обеспечивает создание новых рабочих мест и стимулирует развитие других отраслей экономики. По данным ЮНЕСКО за 2018 год объем выручки глобальных креативных индустрий, в которых было занято около 30 миллионов человек, составил 2,3 трлн долларов.

ЮНЕСКО и Всемирный банк опубликовали совместный меморандум о городах, культуре и творчестве, направленный на оказание поддержки местным властям в их работе по созданию творческих городских экосистем, в которых могут укорениться, развиваться и процветать культурные и творческие отрасли.

В Казахстане также стали уделять внимание развитию креативной экономики. В целом, по мнению экспертов, в стране достаточно высокий потенциал в этом направлении. Так, согласно глобальному индексу креативности (2015), в числе лидеров этой отрасли Австралия, США, Новая Зеландия, Канада, Дания и Финляндия. В этом же индексе Martin Prosperity были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех – на 84 месте – расположился Казахстан, Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, а Таджикистан на 114-м.

Согласно данным исследования креативной индустрии в Казахстане, проведенному в 2018 году Британским советом совместно с университетом Нархоз, в стране насчитывалось 17,7 тыс. предприятий (3,9% от общего числа зарегистрированных в стране юрлиц), которые можно отнести к креативной индустрии. Самыми распространенными направлениями в креативном бизнесе по итогам 2018 оказались рекламная деятельность, архитектура, разработка программного обеспечения (более 90% зарегистрированных юридических лиц в секторе).

Вместе с тем, полноценному развитию креативной экономики препятствует ряд проблем, в числе которых отсутствие полноценного и современного нормативно-правового регулирования по данному направлению. В первую очередь, в этом ключе необходимым является обеспечение защиты авторских прав. В числе других факторов обеспечение свободной конкуренции, развитие инфраструктуры, которая помогла бы представителям сферы кооперироваться, объединяться для продвижения своих идей, в том числе с представителями бизнеса.

На сегодня в стране предпринимаются попытки оказать влияние, способствовать развитию сферы в стране, в числе мер повышение грантового финансирования киноиндустрии. Тем не менее, одних финансовых вложений недостаточно, как и во всех сферах развития страны необходим контроль за прозрачностью распределения средств, открытом проведении соответствующих конкурсов, что будет влиять на реальную конкуренцию, поддержку истинных талантов страны.

Возможности и ограничения перехода культуры в онлайн

Одним из способов преодолеть кризис стал уход учреждений культуры в онлайн-режим, многие открыли сайты, порталы, запустили подкасты. Некоторые театры во время пандемии даже умудрились поставить онлайн-премьеры своих спектаклей, а многие пользователи смогли вживую посмотреть выступления, на которые раньше не могли позволить себе билеты, например, в Сиднейскую оперу.

Конечно, невозможно сравнивать эмоциональную отдачу цифрового формата с той синергией, которая возникает между зрителями и актерами, авторами, исполнителями при офлайн-формате. Более того, в ЮНЕСКО напоминают, что 46 процентов населения Земли не имеет доступа к интернету, что означает, что каждый второй житель планеты не может приобщиться к достижениям культуры.

В Казахстане также доступ к качественному интернету также является значимой проблемой в некоторых сельских регионах страны, что особенно четко проявилось в период пандемии. Тем не менее, данный подход стал в сложившейся эпидемиологической обстановке хоть каким-то решением для сферы культуры.

Кроме того, эксперты прогнозируют, что этот фактор дает надежду на резкое увеличение зрителей театров и посетителей музеев после окончания пандемии, повлияет на активизацию их реального посещения.

Сегодня, в век цифровизации, которую еще больше ускорила пандемия, дальнейшее развитие перспективных направлений цифровизации сферы является объективной необходимостью, которая, в конечном итоге, будет влиять на ее выживаемость и конкурентоспособность. Речь идет о цифровой трансформации учреждений культуры, повышение посещаемости медиа ресурсов в сфере культуры и продвижение казахстанской культуры посредством интернета. То есть, музеям, театрам, галереям и в дальнейшем, после периода пандемии, придется придумывать различные новые «фишки», чтобы не только удержаться на плаву, но и повысить уровень интереса к сфере.

Таким образом, прошедший год оказался одним из самых трудных для культуры. Учреждения культуры понесли и продолжают нести колоссальные убытки. При этом, по разным прогнозам, к привычному формату работы театры, музеи и кинотеатры смогут вернуться не раньше, чем в середине 2021 года, а на восстановление отрасли уйдут годы.

Тем не менее, пандемия повлияла на то, что проблемы подтолкнули сферу культуры к развитию и поиску новых решений, которые однозначно найдут применение и в будущем. К примеру, спасением для многих музеев стали виртуальные экскурсии.

Кроме того, эксперты прогнозируют, что интерес к учреждениям культуры после пандемии значимо возрастет.

И в этом контексте, казахстанские учреждения культуры также должны активно осваивать новые механизмы работы, среди которых и переход в онлайн формат и активное продвижение в социальных сетях, а также в целом освоение новых форматов подачи своей деятельности посредством цифровых технологий. Как отмечают эксперты, «цифровые проекты не заменят посещения музея вживую, но сегодня они уже не дополнительные удобства, а необходимость»

Кроме того, огромное значение с точки зрения развития креативной экономики, особенно после катастрофических последствий пандемии, имеет поддержка со стороны государства, о чем заявляют представители крупнейших международных организаций.

Вместе с тем, одних финансовых вложений недостаточно. Определяющее значение имеет прозрачность распределения грантовых средств и других форм поддержки со стороны государства, то есть развитие реальной конкуренции в сфере, что позволит поддерживать истинные таланты, и, в конечном итоге, выгодно в первую очередь самому государству.

Айман Жусупова, эксперт ИМЭП