Журнал «ТАМЫР», №46, август-декабрь 2017 г., Журнал Тамыр

Зитта Султанбаева-Айман Кодар. Интервью «Арт Атмосфера современного Казахстана»

Зитта Султанбаева — художник, поэт, арт-критик и журналист.  Родилась в Алма-Ате в 1964 г. В 1984 году закончила художественное училище имени Гоголя, отделение монументальной росписи. С 1983-84 по 1987 г.─ была слушателем сценарной мастерской при киностудии Казахфильм.  В 1989-м закончила  Алма-Атинский театрально-художественный институт имени Жургенова, факультет промышленной графики.
Первая персональная выставка ─ в 1993 году в Доме Кино. Кроме традиционной станковой графики активно работает в  самых разных жанрах современного искусства.
С 1990 -2012 г. участвовала в различных групповых и персональных выставках как республиканского, так и международного значения в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, России, Азербайджане, Грузии,Чехословакии, Германии,Франции,США и др.

В 2000 г. вместе с Абликимом Акмуллаевым создала арт-дуэт ZITABL.
Вместе они активно и ярко участвовали в выставках современного искусства в Берлине (2002), в Женеве (2002), в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге(2002),Новосибирске (2003) в Бонне, Штутгарте и Париже (2003), Венеции (2005,2007), Гяндже (2007),Тбилиси(2009), Перми(2012), Страсбурге(2014)и др.

Зитта Султанбаева является инициатором ряда выставок и проектов при поддержке негосударственных НПО.

 

Айман Кодар: В конце прошлого года  у Вас вышла книга «Арт Атмосфера Алматы», которую по праву можно назвать энциклопедией по искусству Казахстана. Расскажите, что вдохновило Вас на написание данной книги?

Зитта Султанбаева:  Идея пришла в 2012-м году. Появилось желание осмыслить прошедший период в нашем искусстве со времен перестройки. Оглянуться назад и посмотреть на  себя со стороны, но не взглядом отдельного человека, а создать такое поле коллективного взгляда, из которого суждение о прошедшем, а так же надвигающемся времени, вынесет уже сам читатель, который таким образом, как у Кортасара, становится  не пассивным  потребителем навязанной концепции, а, таким образом, соавтором книги! Но я не задавалась целью делать энциклопедию и охватывать весь Казахстан, а ограничила себя исследованием гениев места во время постепенного переезда из Алма-Аты в Алматы.  И в предисловии к книге я оговаривала, что не претендовала на охват всех имен и событий, ограничивая себя неким избранным срезом, с которым пересекалась линия моей жизни.

Я поделилась этой идеей   с экспертом от OSI – Маргаритой Амвросовой. Она же помогала мне составлять заявку в OSI – Институт «Открытое общество» (англ. Open Society Institute, OSI). Но, мой книжный проект у них не прошел дважды:  поначалу совет зарубил будущую книгу из-за концентрации внимания на одном городе, а не на регионах, а во второй раз меня отфильтровал  экспертный комитет Молодежной программы фонда Сороса. И это торможение процесса шло на благо книге, она должна была отстояться!

В 2013-м я подала свою заявку на конкурс «творческих проектов», инициированный Управлением Культурой и его поддержали! Мы все тогда реально обрадовались, что на проблемы культуры стали обратило внимание государство,  но, через  пару лет команда вновь сменилась! И все проекты зависли в воздухе, не только мой. Все пришлось начинать с нуля! Я бросила клич в фейсбуке. Откликнулись мои друзья и коллеги, спасибо им! Меня поддержала компания «Aстана Моторс». Таким образом, мы завершили этот проект!

В списке благодарностей  в конце книги я упустила искусствоведа Назипу Еженову. Ее консультация была очень важной для формирования книги. Так что спасибо Назипе!

Хотя бы на страницах своей книги я собрала представителей трех поколений из разных областей культуры!  Я отдала четыре года своих сил этому проекту! И если  б не моя семья и мои друзья, эта книга  не увидела бы свет!

А.К.: В книге Вы показываете искусство в развитии, делите его на три периода. Какой из периодов Вам запомнился больше всего и нашел наибольший отклик в Вашем сердце и почему?

З.С.: Первым разделом,  условно обозначенным, как «1979-1989» я  отношусь с большей теплотой. Время было чище. Воздух прозрачнее! Люди, как личности, на мой взгляд, интереснее!

Хотя это деление тоже весьма условно и имеет плавающий эффект.

В  прошлом так увлекательно копаться,  восстанавливать факты из жизни уже ушедших персон, таких, к примеру, как Алан Георгиевич Медоев. Мне было очень обидно за этого гениального человека, вдохновителя нашей интеллигенции. После его ухода из жизни, не было, пожалуй, кроме Мурата Мухтаровича Ауэзова и Ренато Сало с Жан Марком, кто бы всерьез взялся за возрождение  Его имени и осмысление его вклада в нашу культуру. По моему опыту я уже знаю, что дальше только хуже. Если нашим поэтам и  художникам не повезло с детьми и наследниками, их имена предаются забвению. Поэтому я постаралась хоть как то компенсировать эту тенденцию,  выделив значительное место тем ушедшим поэтам и художникам, за которых сейчас некому замолвить слово – это и Игорь Полуяхтов, и Жанат Баймухаметов и Рустам Хальфин…

Несмотря на трагикомичность фарса нашего времени  с его симулякрами псевдо модернизаций в виде указок сверху, как в былые времена, обесценивания важных слов, их профанация:  «рухани, рухани, рухани», «сакральные, сакральные, сакральные». Можно убить СЛОВОМ, а можно и слово – УБИТЬ! Здесь встает этический вопрос о взаимодействии  культуры и власти, тем более современной культуры и современной власти. Так все непросто.

Но все же интересен  и важен  потенциал этого времени, ведь иного у нас нет! И я надеюсь, что еще многое может случиться. Ведь тогда даст Бог, будет реализовывать себя наша дочь, которая уже сейчас проявляет яркие способности и интерес к искусству.

А.К.: Как Вы оцениваете современное искусство Казахстана и себя в нем?

З.С.: Всегда считала его интересным, сильным, особенно тех художников, что шли не только   интеллектуальным, как Рустам Хальфин, но и, как Шай-Зия, интуитивным путем! Потому что в те 80-е ─ 90-егоды из под натиска идейного диктата соцреализма  выплеснулась на свободу энергия скольких десятилетий, дремавшая в его носителях. Образовалась «Автономная зона» искусства!

Но было конечно много допущено и тактических ошибок в межличностном общении наших деятелей культуры, в результате которых постепенно рассыпалась наша арт-среда и это печально.

В любом случае, мы с Абликимом для себя, как арт-дуэт ZITABL, опыт художественной практики  оцениваем как повод  для самопознания, новых приключений и расширения границ своих возможностей – интеллектуальных, художественных  и технических и коммуникативных.

Но это не моя религия! Мир для меня велик и разнообразен! И моя внутренняя свобода не позволяет быть привязанной лишь к одной жерди, под названием «совремнное искусство». Такая привязанность делает нас слишком «профессиональными» винтиками в системе большой машины.            А очень бы не хотелось быть рабом, даже его величества, искусства!

В сфере моих интересов, помимо совриска, есть поэзия, литература, философия, кинематограф. Абликим, играет в уникальнейшей группе «Бугарабу», выражая себя через музыку.

Когда в 90-е шло бурное обнуление искусства в сторону экспериментальных поисков  нового языка мы ринулись на этот корабль, не задумываясь, видя в этом направлении перспективу далекого заплыва и реализации своих возможностей.

Сейчас пришло осмысление тех процессов, и не все из них я принимаю.

К нам С.И. проникло под острым соусом «актуального», реагирующего на современность со всеми его конфликтами, пороками и болевыми точками – это и есть нутро и пища для контемпорарщиков, породившая  искусство с острой социально-политической направленностью, призванное в итоге деконструировать нашу реальность, что вполне  вписывается и в  планы Даллеса…

Чуткость к контекстам современности, большая обращенность вовне, а не в себя. И этот взгляд уже набил оскомину! В художественной практике  contemporary существуют разные его направления-берега, к которым художник должен в итоге причалить, чтобы попасть в свою карьерную нишу – это и, политико-социальные, так называемое радикальное искусство, landart и digitalart, publicart, гендерные направления и многое-многое  другое…

К тому времени возник костяк людей и имен, который стал интересным для международного кураторского заказа.

Ирония судьбы? Когда в Советском Союзе наши предшественники  мечтали освободиться от диктата Москвы, то уже после обретения Независимости мы вновь получили этот самый диктат, так как попали в зависимость от кураторской машины, центр которой находился далеко за пределами нашей страны.

А.К.: Отражаются ли в современном искусстве Казахстана тенденции нулевых, описанные Вами в «Арт Атмосфере Алматы»?

З.С.: Тенденции нулевых – это экспорт продукта наших художников за рубеж, поскольку почти нет внутреннего запроса…Хотя появляются новые объединения, люди и галереи, которые, так или иначе, оживляют нашу арт-среду. Мне нравится, как работает наш музей. Астана очень активизировалась.  Сейчас делается ставка на молодых художников. Но это уже их/ваша жизнь в искусстве, качество которой еще проверит время!

А.К.: Как Вы считаете, удалось ли современным художникам ввести казахстанское искусство в контекст мирового?

З.С.: Отчасти – да! Конечно, в идеале, в биполярном мире международного арт-поля должен быть услышан голос  каждого засветившегося участника среднеазиатского арт-сообщества, но не все голоса могут быть услышаны по тем или иным причинам. Там тоже существует своя идеологическая машина! Зачастую этот отбор диктуется определенным заказом на этом рынке индустрий, где ПОЛИТИКА в кураторском отборе ТЕМ  и СЮЖЕТОВ играет не последнее место. И поэтому наши успехи – это выстроенная стратегия ее отдельных участников, серьезно относящихся к своей карьере. Мы все находимся в роли «женихов» и «невест» в ожидании своего кураторского свата, опять же словами Гройса:  «артистами цирка, время от времени выезжающими на гастроли».

А.К.: Можно ли наше искусство назвать конкурентоспособным?

З.С.: Слово – «конкурентноспособным»  более подходит  к понятию «искусство», сменившему свою парадигму от идеологической функции к сфере индустрий, развлечений и украшений городского ландшафта. В остальном же, думаю, все зависит от пассионарности его носителей и вписке в мировую /западную/конъюнктуру.

А.К.: Сейчас наше пространство все более виртуализируется. Как это может повлиять на развитие нашего искусства?

З.С.: Виртуальность просто все ускоряет! Иногда она сплачивает свои сообщества. Иногда разделяет их, иногда манипулирует нами.

А.К.: Хотелось бы также, чтобы Вы прокомментировали ЭКСПО 2017.

З.С.:  Воочию EXPO я не видела, наблюдала со стороны через СМИ и Фейсбук. Мне жаль, что не было нашего отдельного павильона, вместо него был приглашен московский  «ГАРАЖ», но вот открытый в его рамках центр современного искусства, вроде как продолжит свою работу. Это уже неплохо! Но есть ощущение, что все опять начинается с нуля, новыми людьми на новом месте, и это же будет новая история современного искусства Астаны.

Мы же были в Астане пару лет назад на Астана Арт Фесте, тема которого была энергия будущего, придумав для него инсталляционный интерактвный проект «ENERGY CӨЗ». Проходя через своеобразный туннель (форму придумал Абликим, используя верхние жерди для юрт-уыки),  гости и участники фестиваля могли присоединиться к авторам и добавляли свои СЛОВА Напутствия-Пожелания, Слова Любви, на всех языках, записывая их на белые и цветные ленточки (по аналогии с теми, что люди привязывают на деревья в святых местах).  Было очень здорово! Ленты развивались на  астанинском ветру! Люди тянулись к нашей инсталляции огромными вереницами, записывая сокровенные мольбы!

Кстати, на ЭКСПО была подобная работа.

Инсталляцию увенчал стихоТВОРНЫЙ перформанс арт-дуэта ZITABL:

СЯДЬ-КА СЮДА, ЗДЕСЬ ПОСИДИ,
ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ СЛОВО НАЙДИ!
СЛОВО СПОСОБНОЕ НАС СПАСТИ!
ENERGY CӨЗ! ENERGY SOЗ! ENERGY SОS!
S O S  ! S O S ! S O S !
В СЛОВЕ СПАСИТЕЛЬНОМ МУДРОСТЬ И СИЛА!
НАШЕЙ ЗЕМЛЕ ОНО НЕОБХОДИМО!
ГДЕ СЛОВО АКЫНА, НА ВЕС АЛТЫНА!
АЛТЫН СӨЗ ― ENERGY CӨЗ !
ВРЕМЯ НЕУМОЛИМО ―
МОЛИМ МЫ ТЕНГРИ ―
ДАТЬ НАМ ХРАБРОСТЬ И СИЛУ,
ПРЕВЗОЙТИ СВОЮ НЕМОЩЬ,
ОБРЕТЯ СВОЮ МОЩЬ!
КУДАЙ, БЕР МАГАН КУШ!

КУДАЙ, БЕР МАГАН СӨЗ !
ENERGY CӨЗ! ENERGY CӨЗ !
КЕЛ АЙНАЛАЙН БІРГЕ ОТЫРАЙЫҚ!
ДАСТАРХАН БАСЫНДА СӨЗ ТАБАЙЫҚ!
Елін ҚҰТҚАРАР ХАЛЫҚТЫҢ ӨЗІ.
АТА-АНА-дан КЕЛГЕН ҰЛЫ СӨЗІ!

21.11.2017