Из дневника Жаната Баймухаметова 2001-2002 гг.

2001 год

4 января
Ж.Б.: Под знаком “вынужденного вдохновения”
Все ухищрения напрасны.
Произведение искусства – “это та силком навязанная свобода, которая его сообщает и которая позволяет истокам, несказанным глубинам первоначал, проступить в произведении, кристаллизовавшись, и окончательно закрепивщись”…
За лакановской теорией Другого определенно угадываются фигуры Сартра и Хайдеггера (подключая сюда и Гегеля), потому что помимо упований на объективность поступи означающих, сама неизбежность соотнесения этой поступи с неким порождающим ее Отсутствием выдает присутствие Хайдеггера в самом средоточии лакановской мысли.
(У. Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис. 1998. С. 338-339).

6 января

Мои смехо-стихо-сложения

* * *
Перегорела лампочка любви,
Теперь, поди ж, ее восстанови.
Какая же вольфрамовая нить
Способна вновь сердца соединить?!

* * *
Глазик Синди пострадал,
Ей никто совет не дал:
“Разве льют в глаз кислоту
Из-за щелочи во рту?”.

12 января
Свобода с христианской точки зрения. Гуманизм.
Гуманистический манифест 2000 (3-ий манифест). Гуманизм 14 века Франческо Петрарка. Humanitas (Цицерон).
Гуманизм – построение научных интересов, направленных на изучение человека. Этика, история, в некоторой степени философия, изящные искусства.
Первый гуманизм – лингвистическое явление, стремление к другому человеку (изучение латыни, греческого, погружение в культуру другого. Стремление к богатству, точности. От точности берет начало наука.
Гуманизм – антропологическая черта человека (правовая, экономическая, нравственная).
Операциональная точка зрения на гуманизм. Гуманизм – это осознанная гуманность. Гуманизм не исчез.
Гуманизм и христианство. Направление культур к аскетизму. Языческая культура отвергается (Тертулиан, Августин).
Боэций и Кассиодор ратовали за синтез язычества и христианства.
П.Гуревич: христианство положило начало персонализму. Оно – питательная почва для гуманизма.
Секулярный гуманизм (глобализация) – атеистический. Религии разделяют.
Гуманизм – это реакция на христианство. (Н. Бердяев).

Гуманистический манифест 1933 г. (плановая экономика).
Гуманистический манифест 1973 г. Ненависть, исходящая от “добрых” по отношению к творящему человеку (Ф. Ницше).

Гуманизм – продукт умозрения.
Гуманитарная интервенция. Вера в прогресс. Религия – самообман, вера в чудеса – мракобесие (Виталий Гинзбург, физик).
Дружественное расставание с религией, человека с богом. Отпущенность.

Леонид Баткин. Монография о Ренессансе (2000). Нельзя отвергать Бога. Интегральный гуманизм (Н. Бердяев. Философия свободы).
Миф не возникает случайно. Для того чтобы создать его, необходимы определенные качества, и надо приложить усилия, чтобы довести создание до конца. Париж был полон бедствующими художниками, загубленными наркотиками, алкоголем, голодом, болезнями. И миф о Модильяни был уже в ходу при его жизни раньше, чем его узнали и признали как художника. Он был избранником этого Парижа именно потому, что обладал такими человеческими качествами, которые смогли воплотиться в миф.
Выставка Моди в Палаццо (Милан, дек. 1958).
…“случай” Модильяни – случай подлинного таланта и начинания интересного и многообещающего. Но и то и другое было в значительной степени погублено из-за беспорядочного образа жизни, отсутствия прилежания, а еще, главным образом, за счет хаотичного и амбициозного культурного диапазона, в котором смешались воедино Кардуччи и д’Анунцио, Достевский и Ницше.

(Р.Гуттузо. Ремесло художника // Иностранная литература. №4, 1978. С. 242-243).

«Я не пишу человека таким, каким он есть,
но таким, каким он должен стать»
П.Клее

(Цит. по Р. Гуттузо. Ремесло художника. Заметки о Рафаэле // Иностранная литература. № 4, 1978. С. 135).

Возрожденческая и рафаэлевская концепция подлинного искусства.

I. Художник выбирает среди различных объектов именно те, которые наиболее приближаются к его идее совершенства.
II. Художник изучая творчество старых мастеров, “берет от каждого из них все самое лучшее”.
III. Художник, наконец, должен воплощать свою собственную идею, т.е. самую “идею, которая приходит мне на ум”, нечто идущее из глубины души…

Достаточно посмотреть на Рафаэля, чтобы увидеть, как эти два понятия – “идея” и “имитация” не противостоят друг другу, но устанавливаются в состоянии совершенного равновесия.

(Р. Гуттузо. Ремесло художника. С. 231).

Свитки Ога Мандино (новая редакция)
Издание “Четвертая волна”
…Сегодня я возрождаюсь в винограднике, где плодов хватит всем. Сейчас я держу в руках путеводные карты, благодаря которым обретаю возможность проходить через бурные воды к берегам своей мечты.
Теперь я отвергаю неудачу и готов следовать мудрости и правилам, выводящим меня из тени на свет благополучия, признания и счастья, так далеко за пределы самых дерзких мечтаний, что даже золотые яблоки Гесперид кажутся всего лишь надлежащим вознаграждением.
…в отпущенный срок мне следует постичь искусство терпения, ведь сама природа отвергает поспешность…
…я отправляюсь в путь свободным от груза бесполезных знаний и цепи бессмысленных опытов. Природа уже наделила меня знанием и инстинктом более могучим, чем инстинкт лесного зверя…
…Ибо, что такое успех, как не состояние ума?
… Неудача есть отсутствие у человека способности добиваться своих целей, какими бы они не были.
Благие привычки – это путь к любому достижению.
Дурные привычки – это открытая дверь, ведущая к проигрышу.
Моими действиями руководят тираны: склонность, страсть, предубеждение, жадность, вожделение, страх, обстоятельства, привычки; и злейший из них последний. Поверх моих дурных привычек я прокладываю новые борозды под добрые семена.
Чтение свитков становится моей привычкой. Я повторяю текст и вскоре он становится частью моего сознания, а самое главное это то, что снова проникают в подсознание – таинственный, недремлющий источник, создающий мои сны и побуждающий к действиям, зачастую необъяснимым для меня самого.
…Мое желание встретиться с миром превышает страх, который я иногда испытываю на рассвете, и я становлюсь так счастлив, как я боялся и помыслить в этом жестоком и печальном мире…
Сегодня я начинаю новую жизнь!…Когда я последовательно читаю и перечитываю Свитки, я читаю их с полным вниманием, без каких-либо сокращений и отношусь к посланию со всей серьезностью, уважая и ценя его простоту. Ведь чтобы наполнить всего один кувшин, выжимают тысячи ягод, а кожуру с мякотью выбрасывают птицам. И так же с виноградником вечной мудрости. Много было отобрано и брошено на ветер.

Самосознание пирожка как трансцендентальное условие лингвистического регресса у человекообразных насекомых или “Коп сойлеме, акша давай!”

Как заманчив пирожок,
Но тенге менде всё жок!
Может лучше гамбургер,
Если ты не ардагер,
А, положим, бизнесмен?
Но когда же ябыл мен?!
Вот такой вот керемет!
Если нет других примет,
Все ж поройся калтада,
И поймешь, что ты – балда.
If you haven’t money, shit!
Лучше English подучить.
C’est la fin de l’histoire,
Если ты еще не стар.
“Ich bin Fuehrer, милый друг”, —
Пирожок промолвил вдруг,
И прибавил: “Ergo sum,
А ты кто без круглых сумм?”,
“Ендi не саган керек?” –
На казахском бог мне рек.
“Tat twam asi” – я ему.
Было ль это по уму?
“Разве знает он санскрит?” –
Моя совесть говорит.
Мне же он: “Интеллигент,
Волк тамбовский тебе кент!
Сенiн досын ит-шошка,
Кет, жогал, бит, кумырыска!”;
“Я все понял” – говорю,
И с тех пор я – “гав” да “хрю”.
19 января
Радио “Свобода”. “Поверх барьеров”. “Русские вопросы” Бориса Парамонова. “Маркизова лужа”

К/ф “Гусинные перья” о маркизе де Саде. Успех в Нью-Йорке. Реж. Филипп Кауфман. Точным его назвать нельзя. Искажены биографические факты. Мессидж: Сад – борец за свободу человечества. Мысль сомнительная.
Л. Шестов “Достоевский и Ницше”. Естественная необходимость. Сексуальная свобода – либертинаж. Для обычного человека Сад скучен. Сомнительна связь Сада и революции. Удачи фильма:
1. Правильна трактовка Сада как писателя. Сад писал телом. Трансгрессивный опыт Сад превратил в дискурс.
2. Ироничная интерпретация христианства. Антиномичность сакрального. Внутреннее исступление, пожирающее как огонь. Ж. Батай. Ритуалы жертвоприношения. Чудовищность божественного порядка. Сад понял природу Бога. Зло конституируется в момент встречи с Богом. Это не отсутствие добра. Насилие безмолвно (Батай).

Другая трактовка

Сад – триумф писательства, письма. Сад – уникум. Природа божества. Интерес Пушкина к Пугачеву. Метафизическая тема Сада у Достоевского. Россия знала социалистический опыт – социалистическое строительство. Сад стоит у истоков современной трагедии. Р. Барт. Семиология. Нет реальности вне знака. Сперма – субститут слова. Письмо – самораскрытие бытия. Логика как онтология. Юмористический сдвиг литературы. Если литература всё – то ее нет. В. Сорокин. Манера иронического садизма. Возможно ли искусство после Освенцима? (Т. Адорно). Возможно, как у Сорокина.

Глупость – это дар божий, но нельзя им злоупотреблять.
Конфуций.

25 января
На пути к выздоравлению. Да здравствует здоровье!
Ужин
Что на этот раз в Кигали
Вам на ужин подавали?
Подавали бешбармак
Из макаки – это смак!

2 февраля
Ж.Б.: За физикой всегда стоит метафизика. Коль скоро в природе все совершается по необходимости, то и в женщинах как в монадах наиболее приближенных к природе, все импульсы возникают в силу определенной необходимости, даже если эта необходимость направлена на то, чтобы уничтожить весь окружающий мир, разрушая все его законы, в т.ч. и нравственные. Последние наиболее уязвимы. Они – изобретение далеко не суверенного существа именуемого мужчиной.
Проект будущей статьи: “Зачем культура?”
Всё идет к упрощению. Раньше – многосложный символ, теперь – знак, отсылающий к другому знаку.
Синоним посткультуры – зомбирование.

Праздник у Жаната и Асоль

Жанат, Асоль – мои друзья,
Они мне водку наливают,
Печеной птицей угощают,
Сказать ли им, что мне нельзя?

Неблагодарный я глупец.
Не откажусь, я это знаю
Они же мне напоминают,
Что в этой жизни мне — конец.

Конец откуда и куда?
Зачем все эти краски мира?
Не избежать земного пира,
Когда всему ты скажешь – да!

7 февраля
КазГХА. Заполнил заявление на получение зарплаты по карточной системе.
Вечером с 16 до 21 ч. Большая стирка в прямом смысле. Шитье, залатывание дыр. Я думаю, всё это имеет положительный смысл. В перерывах ел вареную картошку, заправляя ее прожаренным луком (оставалось несколько грамм масла), а также пакетиком приправы, оставшимся от купленной накануне китайской лапши. Огонь добывал первобытным способом (газетой, подожженной во чреве включенного конвектора), поскольку не было ни спичек, ни денег. Вскоре нашел спичинку, лежавшую между одеялами.
Звонок от Тимура Тлеухана. Пригласил на свой концерт в субботу 10 февраля в 18.00. (150 тг. Необходимо уплатить за билет).
Прекрасный образец начала для какого-либо моего опуса
Не лепо ли ны начать, братие, —
Ой ты гой еси, князь Жанат Халелович!

9 февраля
День летний обещает и заботы
И легкий бриз между домов
Сгрудившихся. Готовят люди плов
И с красок дня слезает позолота.

10 февраля

La fin de belle epoche в ЦКЗ в исполнении Тимура Тлеухана
Цитаты из поэзии Владимира Семижонова. Вначале Бетховен, причем с Мендельсоном в обнимку. Под конец нордическая музыка, сглаживаемая итальянистостью как специями. В общем – всего понемногу. Но как прекрасно. Я никогда не знал, что смешение красок музыки приводит к таким удачным перспективам для ее восприятия. Как заявил мне Тимур после концерта – на семейном фронте, в отличие от творческого, у него нет никаких перспектив. Я признался, что и у меня тоже. Весь вечер слушал Вивальди.

13 февраля

Georg Trakl
Sonja
Abend kehrt in alten Garten;
Sonjas Leben, blaue Stille.
Wilder Voegel Wanderfahrten;
Kahler Baum in Herbst und Stille.

Мой перевод:
Соня

В старом парке вечер снова;
Сони жизнь, лазурь молчанья.
Диких птиц полет суровый,
Древо в осени, в молчанье.

Мои мысли

Мы все озабочены занятием по заполнению пустот, образуемых жизнью. А стоит ли?
Свобода – это слово не только эвфемизм, служащий для обозначения вседозволенности. Этот термин, прежде всего, призван разрушать старые стереотипы мышления в их борьбе с новыми, еще более жесткими. Свобода – это принцип жизнедеятельности людей, стремящихся воплотить его любой ценой — как путем духовного вырождения, так и возрождения.

Тождественность и свобода

Жанат Сыздыков: Тождественность – это осознание факта, что самость – самое важное, все приложимо к ней. Осознание себя в бытии. Принцип свободы – противоречие в определениях. Свобода не отчуждаема от его носителя.

12 февраля

Наименование моего возможного сборника работ:
Прозаические стихи и стихийная проза

21 февраля

Ода улице Саина и ее трудовым будням

Я иду по улице продажной,
Я по Саина, по Саина иду!
Здесь живой товар, хотя неважный,
Честь и слава, все же, древнему труду!
(Ж.Баймухаметов)
Апокалипсис по алматински

Конец времен уже настал. Людские взоры
Обращены вовнутрь, где снаружи
Льет слезы дождь, истошно бьют баклуши,
Осколки звезд и неба рушатся на город.

Но на какой же город, знаешь ты?
Да, знаю я, на Алматы.

(Ж.Баймухаметов)
22 февраля
Все стало вдруг совершенно иным. Вглядываешься и вглядываешься в мир, и самые ничтожные вещи вдруг разрастаются до бесконечности. И чем богаче ты становишься, тем ты становишься беднее. < …>
(Письмо Г.Тракля Э.Бушбеку // Г.Тракль. Стихотворения. Проза. Письма. СПб. 2000. С. 506).

По прочтению этого фрагмента со-чинил следующее:

Бедность

И грустит, и грустит одиноко душа, —
Все предметы исчезли, лишь тени чернеют
На заснеженных мыслях, и их вороша
Прозреваешь, что стал еще на день беднее.

Декомб: Внезапное обращение к крайностям является постоянной чертой мышления Хайдеггера и его последователей. Если какая-либо вещь (имеющая отношение к метафизике) представлена как возможная, то затем она будет представлена как неизбежная. Все происходит так, будто упоминание философом возможности воспринималось как вызов.

(Цит. по Декомб В. Философия грозовых времен // Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. С. 266).

Мои смехо-стихо-сложения

* * *
Я помню райское мгновенье,
В кино увидел я модель,
И вот теперь я в возбужденье
От “Полдесятого недель”.

Daseins Logik

Мы есть те, кто мы есть,
И не есть мы не можем, —
Мы должны все же есть,
Но все съесть невозможно.

Американской актрисе Шерилин Фенн (к/ф “Слияние двух лун”) без надежно

Шалунья ты и я шалун,
Но ты из Голливуда, —
Интерференции двух лун,
Увы, у нас не будет.

И в моем переводе на английский под редакцией И.Полуяхтова:

You and me, we are so keen,
But you’re a super in action,
Helas! We have not been
Two moon’s interferention.

И то же самое на казахском:

Бiз екеумiз ап-айбат,
Оскар, бiрак, саган унайды,
Екi айдын маhаббат,
Бiзде ешкашан болмайды.

Мои аллюзии
Слова как вещи и вещи как слова… (аллюзия на работу М. Фуко Слова и вещи).

Гимн фетишиста

Не тебя уж мечтал возжелать я,
Извини за такой перебив,
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты полюбив.

(моя пародия на стихотворение А.Блока)

Мои само-определения

Что такое грех? Это ощущение несоразмерности твоего существа тому, что тебе предлежит. Ergo, всякий грех должен быть оплачен только в том случае, если ты ценишь себя выше предлежащего. Если же ниже, то считай, что ты его уже оплатил.

Целомудренность мысли

Когда чью-либо заслуживающую внимания мысль пытаются эксплицировать, т.е. сделать ее более доступной для понимания, она утрачивает свою первобытную целомудренность и превращается в погремушку для великовозрастных идей.

24 февраля
Название предполагаемого трактата:
Исследования по идеологии сексуальности

Декомб: Дело Хайдеггера

…вопрос о бытии принимает у Хайдеггера исключительно оригинальное значение, поскольку отныне оно должно удовлетворять двум условиям: бытие должно быть однозначным (при этом, не становясь концептуальным или родовым), бытие должно быть феноменологически доступным (не будучи, однако, редуцированным к переживаемому состоянию, к жизненному или “экзистенциальному” опыту. Такой поворот, заданный метафизическому вопрошанию, ведет, на мой взгляд, прямо к философскому тупику. Как бы то ни было, мне не удалось обнаружить у него политической окраски… Хайдеггер, быть может в силу того, что бытие дано нам лично, игнорирует необходимость того, что раньше называли промежуточными аксиомами, без которых невозможно было бы перейти от первых принципов – неоспоримых, но формальных – к соответствующим применениям.

(Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. С. 288-289)

Декомб о современной и традиционной культуре

Когда культура современная и культура традиционная приходят в столкновение, современная культура провоцирует традиционную к восстановлению коллективной идентичности посредством изобретения более или менее удачного синтеза того, что приходит извне, и того, что идет от себя.

(Там же. С. 295)

Великие мыслители и почта

Великие мыслители также являются мастерами почты. Уметь хорошо играть с почтой до востребования. Сказаться отсутствующим и проявить силу. Чтобы не оказаться там в ту же секунду. Не поставлять по заказу, уметь ждать так долго, сколько потребует та сила, заключенная в себе, — до смерти, ничего не усвоив из конечного назначения. Почта всегда в ожидании, и она всегда до востребования. Она ждет получателя, который может случайно не прийти.

(Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск. 1999. С. 309).

8 марта

Мои смехо-стихо-творения

Ода моркови

Пусть реют флаги над полками,
А я люблю любимую морковь,
Прошу, не трогайте руками
Мою рациональную любовь.

Человечество

Вскрываю вены дня умершего когда-то,
Из них сочится масса черная как смоль, —
То злоба где-то убиенного солдата,
То ненависть его и яростная боль.

Как можно обнаружить то, что никогда не появляется?
(Жанат Гераклитович)

Мои экс-центрики

* * *
Я — божественная жаба
Из железобетона
Обожравшаяся жетонами
И блюющая жабрами
И обжаренными бутонами, —
По желобу бежит от меня, о боже!
Женщина – баба.

* * *
Жанат –райский сад в переводе с арабского,
Жанат на казахском
как обещанье того,
что когда-нибудь
зажжется звезда,
и увидев ее,
люди скажут:
“Она давно умерла,
но ее свет
озаряет наш ночной небосклон,
под которым мы проживаем –
счастливые люди,
не зная границ,
ни руля,
ни имен.
Есть только душа благодатного мира,
и мы к ней причастны,
она называется –
Жан.


22 марта

Мои экс-прессионизмы

Молитва

Дни молодые свои бестолково растратив,
я ушел от ненужных хлопот,
тех, что хлопьями сыплются
на мой коченеющий лоб.
Взгляд перевел я на вещи,
манящие злом, заложенным в них
изначально.
Воспевать их – никчемная трата.
Они тем хороши, что не требуют
излишнего пафоса.
Они – что бродяги,
притулившись к холодной стене
в подземелье сидят,
и уже ничего не хотят, –
ни мира с людьми,
ни войны с Иными вещами.
Я блеснул перед ними
лишь гранью стакана,
в котором, то ли вино,
то ли жидкость красного цвета,
бегущая вверх по трущобам,
вдоль каналов, мостов
и гниющего тела людского.
Испаренья ее так любезны Всевышнему.
Дело этих вещей – внушать всему сущему
Страх и Заботу –
страх за взгляд одинокой души,
и заботу о том, чтобы всякая трата
превращалась в кусок
зачерствевшего хлеба.

Нео-логизмы

Антиполые
Мои экс-прессии

Плод от плоти.

Подражание Ангелусу Селезиусу

Тот, кто первое слово сказал,
Тот все битвы уже проиграл.

Миллион (Припев к будущей песне)

Пересчитай, прошу, моя любимая
Тот миллион, что заплатил я за любовь,
Любовь твоя, я думаю, не мнимая,
С разбега сразу ты полюбишь меня вновь.

27 марта

В библиотеке АН РК заказал подписку журнала Вопросы философии за 2000 г. Обнаружил следующие интересные публикации:
1. Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон, или о разделении природы. №1 (с. 147-160).
2. Лунгина Д.А. Керкегор и проблема науки. № 1 (с. 161-167).
3. Сузо Г. Книжица Истины. № 7 (с. 114-131).
4. Ушакин С.А. Политическая теория феминизма. № 11 (с. 27).
5. Мамардашвили М. Из краткого введения в философию. № 12 (с. 64)
6. Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление негитологии и его критика). № 5.
7. Кюнг Г. Познание мира и интерпретация текста у Р. Ингардена и Нельсона Гудмена. № 9.
8. Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у Канта в критический период. № 4.
9. Бородай Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина. № 4.
10. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. № 3.
11. Люкс. “Третий путь”, или Назад в третий рейх. № 5.

В журнале “Иностранная литература” (№ 2, 2001) опубликованы “Воспоминания” Лу-Андреас Саломе о Ницше, Рильке, Фрейде и др.

Гаспаров М.М. Занимательная Греция. М., 1998.
Делёз Ж. Складка, Лейбниц и барокко. М., 1998.

2 апреля

Работа над дипломной работой студента. Художественный образ, художественный стиль, особенности художественного мышления Сабура Мамбеева: искусствоведческий анализ произведений.

Литература о нем:
Сарыкулова Г.С. Мамбеев – поэт красок // Известия Ан Каз ССР. Серия: филология.
Габитова М. Светлый мир поэзии // Искусство. 1973. № 12. С. 13-18.

8 апреля

Объективация страдания у художников

Подобно тому как художники воплощают в типы, объективируют в художественные образы лично глубоко выстраданное и тем как бы снимают с себя страдания, метафизики нередко объективируют характерные черты собственной личности в мировую сущность.

(Лапшин И. Шопенгауэр // Энциклопедический словарь. Изд. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. СПб., 1903. Т. XXXIX. С. 779).

9 апреля

Так и сдох бы в окружении врачей в лице родственников, деловито, с серьезным выражением лица, сообщающих моей холодеющей плоти, что я умер, и что причиной моей смерти является нервное истощение. “Труп на выброс!” – таков их вердикт.

P.S. Бог не любит ссориться с большинством.

12 апреля
Мои эпи-граммы

Mon plaisir

Зачем пришли мы в этот мир? —
На нервы чтоб друг другу капать,
Искать у бога mon plaisir
И небеса дерьмом заляпать.

Улыбка женщины

Почему женщина при встрече с мужчиной улыбается первой? Улыбка женщины – защитная реакция, и улыбается она не столько из желания понравиться, сколько выиграть время с тем, чтобы взять ситуацию под свой контроль.

13 апреля
Стиховычитание.
Поэзия буквы Веры Павловой.

Kharis biaios (др.-греч.) – насильственная маска. Термин, использованный Кэндзабуро Оэ в романе Объяли меня воды до души моей… (См. Иностранная литература. № 4, 1978. С. 97).

14 апреля

Галерея “Ретро”. День рождения Марата Исенова – поэта и собутыльника.

8 мая

День рождения Дастана Кожахметова, который работает над моим портретом.

Antilogikoi (др.-греч) – спорщики (букв. антилогики).

23 апреля

Сегодня дочка призналась в том, что скучает по мне. Признаться я тоже. Моя жена тоже не осталась в долгу. Приехала на Саина вся в шелках. Я принял ее, скажем прямо, прохладно. Я предложил ей дружбу, но тщетно. Прав Кьеркегор, сказавший, что тщетно в этом мире все, кроме любви.

Мои заметки

Смехотворно то, что происходит с женщинами.
Благотворно то, что производят мужчины.
Вы – милые дамы, всегда с нами.
Вы – производители всегда с чинами.
И Бог с вами – со всеми.

Далекие близкие

За что я люблю своего отца? – За его праведность.
За что я люблю свою мать? – За ее милосердие.
За что я люблю свою сестру? – За ее смирение.
За что я люблю свою дочь? – За то, что иногда она вспоминает обо мне.
За что я люблю свою жену? – За то, что хочет моя душа.

Генрих Сузо

— Откуда у некоторых людей, и без того благообразных, является большая забота и великий страх, которые тревожат их совесть, и откуда берется беспорядочная свобода других?
— Все они устремлены к своим представлениям (Selbstbilde), однако по-разному: первые – духовно, вторые – телесно.
— Пребывает ли такой человек во всякое время бездеятельным или в чем состоит его действие?
— Дело воистину бесстрастного человека есть забвение себя самого, и его труд есть пребывание праздным, ведь в своем деле он остается покоен и в своих трудах остается он праздным.

Heinrich Susos, genannt Amandus, Leben und Schriften. Regensburg, 1884.
(Г. Сузо. Книжица истины // Вопросы философии. № 7, 2000, с. 160).

24 апреля

Мои раз-мышления

Концепция жизни возникает из самого жизненного процесса в том качестве, в каком она является в качестве феномена, т.е. так, как мы ее застаем и схватываем. Эта концепция не является раз и навсегда данной, поскольку требует своего развития как живое существо.